В Первом павильоне «Мосфильма» в 17-й раз вручили кинопремию «Золотой орел», таким образом подведя кинематографические итоги 2018 года. Хотя уже список номинантов, где отсутствовали как класс самые актуальные картины, засилье спортивных «достижений» отечественного кино, не отражал реальной картины дня. Но и без того известно, что самое лучшее для идеологов «Золотого орла» — все то, что связано с именем его рулевого Никиты Михалкова.
Время летит, и память у кинематографистов, как оказалось, короткая. Про последовательность и верность творческим и человеческим принципам вообще молчим. На смену бойкоту премии Михалкова, беспардонно появившейся когда-то в пику «Нике», пришли сначала безразличие профессионального сообщества, а потом и радость за награды и дополнительную возможность «прогулять» украшения и наряды на праздничной церемонии. В такие минуты вспоминается приезд из Петербурга в Москву на церемонию «Ники» старшего Алексея Германа, съезд цвета российского кино, великих «стариков» во главе с Эльдаром Рязановым, готовых до последнего отстаивать свои идеалы и бороться с реваншистскими планами Михалкова.
«Золотые орлы» вручены. Ликует кинематографическая общественность, радуется тому, что «Лучшим фильмом» стала «Война Анны» Алексея Федорченко, что лучшим режиссером киноакадемики наконец-то признали того же Федорченко. Разве что соратники по альтернативному михалковскому Союзу кинематографистов «КиноСоюзу» удивлены: вроде как предано дело партии, спрашивается, за что боролись. Даже вчерашние демократы, хвалят киноакадемиков «Золотого орла»: ай да молодцы, что не дали «Движению вверх», произведенному под крылом Михалкова, не дали второму спортивному хиту «Лед» (хотя и его не забыли), а наградили независимую и малобюджетную «Войну Анны». Плакала от горя только 9-летняя Марта Козлова. Недавно награжденная кинокритиками «Белым слоном» за роль в «Войне Анны», юная актриса расстроилась, что золотая птица ей не досталась. Она улетела к Аглае Тарасовой, которая отмечена за скромную работу в фильме «Лед». В общем, фронде положен конец. Никакой войны больше не будет. «Война Анна» примирила всех. Марта плакала, а Алексей Федорченко ее утешал: «У тебя все впереди. Ты еще много «зверей» наберешь». Тему «зоопарка» недавний лауреат премии критиков «Белый слон» развил, принимая «Золотого орла» за режиссуру: «Не верю, что слон мог повстречаться с орлом, но, видимо, и такое бывает».
Самый лучший фильм академики выбирали из своей пятерки лучших, где помимо фильма Федорченко были представлены: «Движение вверх» Антона Мегердичева (в 10 номинациях, в шести из которых и одержана победа), «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, «Лед» Олега Трофима (10 номинаций!), «Спитак» Александра Котта (отмечен за работу художника по гриму и пластическим спецэффектам). Но студия Михалкова не в обиде. «Движение вверх» получило шесть наград – за работу оператора (Игорь Гринякин), звукорежиссера, монтаж, визуальные эффекты, а также лучшую мужскую роль (Владимир Машков) и роль второго плана (Кирилл Зайцев). «История одного назначения» отмечена за лучший сценарий в лице сценаристов Авдотьи Смирновой, Анны Пармас и Павла Басинского.
В номинации «Лучший неигровой фильм» лидировали «Медведи Камчатки. Начало жизни» Ирины Журавлевой и Владислава Гришина, активно путешествующую по миру, но которая, скорее, оказалась заявкой на неординарное событие, забуксовавшей на уникальном материале, выстроенном драматургически пресно. В очередной раз повторимся: неигровая и анимационные номинации «Золотого орла» абсолютно оторваны от актуального кинопроцесса. Хорошо хоть, вручая награду, документалист Сергей Мирошниченко напомнил: многие наши документальные студии закрываются, а суммарный бюджет неигрового кино, производимого в стране, меньше, чем у одной игровой картины. «Лучший анимационный фильм» — многострадальная «Гофманиада» Станислава Соколова, над которой он работал годы, успев расстаться с Михаилом Шемякиным, которого на каком-то этапе совместной работы стал раздражать результат.
Помимо Владимира Машкова, в момент торжественной церемонии занятого в спектакле «Табакерки», актерской награды удостоен и Александр Петров. На «Золотом орле» он отметил свое 30-летие. А состязался он не только с Машковым, но и с самим собой, поскольку номинировался сразу с двумя работами «Гоголь. Вий» и «Лед». Но победил самый востребованный актер России и юбиляр в телевизионной категории, благодаря сериалу «Sparta» Егора Баранова. А с Аглаей Тарасова за звание лучшей актрисы в полнометражном кино боролись маленькая девочка Марта Козлова и Алена Чехова с картиной «Прощаться не будем». Почему? Вопрос к тем, кто занимался формированием номинаций. Светлана Ходченкова поймала «Золотого орла» как исполнительница лучшей женской роли второго плана в «Довлатове» Алексея Германа-младшего. Анна Михалкова чуть ли не до слез довела своего отца, получая награду в категории «Лучшая женская роль на телевидении» за «Обычную женщину» Бориса Хлебникова. Никита Михалков, едва ли не единственный в их большой семье, посмотрел фильм целиком. В общем, никакого блата, по словам Анны, не было: в кино она пришла сама по себе.
«Лучшим телефильмом или мини-сериалом (до 10 серий)» стала «Sparta» Егора Баранова. «Лучшим телесериалом» (свыше 10 серий) назвали «Хождение по мукам» Константина Худякова. Почетным «Золотым орлом» за вклад в отечественный кинематограф награжден Василий Лановой, недавно отметивший 85-летие и снимающийся в кино уже 65 лет
Оставить комментарий