Греко-российский музыкант, дирижёр Теодор Курентзис одержим в отношении аутентичности инструментов, смыслов и техник. И это хорошо про него известно. Сам дирижер объясняет это так: переосмысление старой музыки обязательно предполагает максимально честное отношение к тому, чего добивался автор. Курентзис, оркестр и хор «MusicAeterna» выступили накануне в германском Кельне. «Реквием» Джузеппе Верди они исполнили с применением инструментов, характерных для эпохи позднего романтизма. Алия Шарифуллина сообщает из Кёльна.
Новый пункт в программе «Русских сезонов» – Кёльн – жемчужина Рейна, один из главных культурных центров Германии. Только в местной филармонии ежегодно проходят более 400 концертов. В этот вечер в афише – Теодор Курентзис, оркестр и хор «MusicAeterna». У входа в филармонию – толпы людей в поисках лишнего билета, но их уже давно нет.
«Теодор Курентзис часто выступает в Кёльне. Здесь его просто обожают! Билеты раскупают моментально, как только они поступают в продажу. На этот концерт билеты закончились ещё 4 месяца назад», — отметил директор Кёльнской филармонии Лоуренс Лангеворт.
В Кёльнской филармонии – очень строгие правила. Снимать в фойе, за кулисами запрещено. Присутствовать на репетициях музыкантов – тоже нельзя. Говорят, должно сохраняться таинство рождения искусства. Но для Курентзиса сделали исключение, впустив в зал нашу съемочную группу. Маэстро любит стирать границы между сценой и зрителями, и считает, что репетиции помогают им лучше понимать музыку.
80 артистов хора и 100 музыкантов оркестра из разных стран и даже континентов исполняют «Реквием» Верди. Выдержать репетиции с Курентзисом способны только те, кто говорит с ним на одном языке. Он требователен, даже дотошен, его интерпретации – это попытки понять, как композитор задумывал произведение, добиться аутентичного звучания.
«Если репетиция длится 8 часов, значит, и концерт длится 8 часов. Он требует от каждого музыканта, чтобы он отдавал всё, что у него есть. Скидок нет никаких», — поделился концертмейстер Артемий Савченко.
Музыканты играют мессу в редакции самого Верди, используя инструменты именно той эпохи: деревянные флейты и чимбассо – необычный духовой инструмент, гибрид тромбона и тубы.«Для меня это очень трагичный инструмент. Если выступает чимбассо, значит, пришла беда», — рассказал музыкант Иван Сладковский.
«Реквием» Верди называют «оперой в церковных одеждах», хотя сам автор настаивал, что «эту мессу не следует исполнять так же, как оперу. Это духовная музыка». Облачённые в стилизованные рясы музыканты – это еще одна попытка погрузить слушателей в ту атмосферу, которую задумал сам автор. Час сорок на одном дыхании. В финале – молитвенная минута тишины. А затем шквал оваций, потрясенная публика долго не отпускала артистов со сцены.
Впереди у музыкантов большое европейское турне. «Реквием» прозвучит в Гамбурге, Вене, Женеве, Люцерне, Афинах. Кульминацией тура станет Милан. Пермский оркестр выступит в соборе Святого Марка. Именно там 22 мая 1874 года и состоялась премьера «Реквиема», которой дирижировал сам Верди.
Оставить комментарий