«Королева» — оригинальное название датско-шведского фильма, который появится в российском прокате как «Королева сердец» 16 мая. Режиссер картины — Май Эль-Тухи. Российская премьера этого фильма, получившего Приз зрительских симпатий фестиваля Sundance и главный приз фестиваля в Гетеборге, состоялась на 42-м Московском международном кинофестивале в программе «8 ½ фильмов».
Почему королевы побеждают? Не оттого ли, что им все позволено? Виноваты в большинстве случаев будут другие — менее влиятельные люди, а королевы будут царствовать и властвовать как ни в чем не бывало, тогда как их жертвы будут пытаться встать на ноги, исправляя свои переломанные судьбы.Перед нами, по сути, древнегреческая трагедия «Федра»: с той поры мало что изменилось. Федра — жена царя — воспылала запретной любовью к своему пасынку — Ипполиту. Ни к чему хорошему это ни привело. Древнегреческие пылкие страсти уступили место в современности неторопливому шведскому варианту, словно для того, чтобы все чувства и события можно было рассмотреть поточнее — в «замедленной съемке».
Современная «Федра» — инспектор по делам несовершеннолетних по имени Анна, психолог и адвокат, прекрасно знающая закон и знакомая с методами психологического воздействия. Манипулировать для нее — как дышать, она этому училась, это — ее профессия. И все навыки она применяет и в собственной семье, но как? Тихий пригород, идеальный дом, камин, лужайка, удобная одежда, вкусная еда. Распорядок и монотонность нарушает событие — приезжает пасынок Густав — сын мужа от первого брака. На свою беду он очень красив, а у мачехи — кризис среднего возраста. Первую часть фильма можно уснуть — настолько все предсказуемо. Чувства, роман, секс, неопытность одного и слишком большой опыт у другой. Просыпаться зритель начнет во второй части — уже после часа просмотра. Когда станет ясно, что все уже случилось, и нужно с этим что-то делать. И это — не Франция, где понятие запретной любви слишком размыто, а Скандинавия — со строгими порядками и законами. Понятие «шведская семья» — хотелось бы пошутить на эту тему, но фильм не предполагает ни юмора, ни сарказма. Наоборот, в какой-то момент пробуждает у зрителя агрессию, которая проявляется в желании дать пощечину главной героине из-за того, что она совершает.
И не одну. Хотя поначалу она вызывала своей респектабельностью даже что-то похожее на уважение. Но дать пощечину — нельзя. Во-первых, героиня — на экране, во-вторых, она все-таки королева — в том смысле, что когда что-то угрожает ее государству, читай — идеально выстроенной семье, она пойдет на все, чтобы защитить свой мир и свои владения. Те самые, где она — мать, но не мачеха.Режиссер и оператор прекрасно снимают актрису — исполнительницу главной роли — Трине Дюрхольм. В отдельных эпизодах она — юна, а в некоторых — просто старуха — четко показана каждая морщина. Ее превращение от идеала доброты до воплощения зла происходит так же — видна каждая деталь. Собой и остальными — мужем, пасынком, дочками-двойняшками, сестрой — она управляет безжалостно продумано. Она уже насмотрелась чужих бед — на работе, и в своем мире не хочет их видеть. Однако когда фильм подходит к своей развязке, вспоминается фильм Андрея Звягинцева «Елена» — и в нем на горизонте главной героини маячит расплата, но возможно она — хитрая и умная — расправится и с ней.
В конце фильма после всех событий, которые несколько раз перевернут душу зрителя, он увидит крупным планом лицо дочери Анны (до этого ее детей показывали лишь издалека, и лица их были скрыты волосами). И выражение глаз растущей девочки скажет зрителю не меньше чем черное покрывало в конце фильма «Елена»…
Оставить комментарий