В Самарканде открылся Международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» – «Мелодии Востока». В течение пяти дней на центральной площади города под открытым небом разворачивается грандиозное шоу – на него съехались певцы, танцовщики и музыканты со всего мира. Из Узбекистана ‒ репортаж Алии Шарифуллиной.
В тени деревьев, скрываясь от палящего самаркандского солнца, музыканты разогревают свои инструменты. Игра на открытом воздухе для этих древних струнных, ударных, духовых – стресс огромный. Это ‒ канун – инструмент, изобретенный еще до нашей эры, изготавливают из сосны, абрикоса и рыбьей кожи. Материалы – необычные, звук – неповторимый.
«На этом инструменте сложно играть. Болят пальцы и глаза. В холод музыкальные тона становятся выше, в жару – гораздо ниже, да и струны лопаются. Сейчас на улице плюс 35 ‒ это комфортно», ‒ пояснил музыкант Джахонгир Джагбаралиев.
А это уже традиции Южной Кореи – минё – народная песня, в исполнении которой душевность важнее виртуозности.
«Эти песни веками передавались из уст в уста и исполнялись по-разному. Обычно их пели на рисовых полях, чтобы скрасить тяжелый труд. Так что петь на открытом воздухе – это традиция. Правда, на такой площади, как Регистан, это довольно необычно и довольно сложно, звуки должны доходить и до небес, и до души людей», ‒ поделилась музыкант Мун Сангсок.
Ровесник Рима – Самарканд, когда-то столица империи Тамерлана, ‒ знаковая точка на Великом шелковом пути. В эти дни Самарканд вновь стал центром, объединяющим разные народы и культуры. На фестиваль приехали представители 78 стран. Впервые принимают участие музыканты из Аргентины, Мьянмы, Фиджи. Сегодня «плавильный котел» ‒ не в моде, говорят артисты. В веке XXI люди интересуются своими корнями. Детально изучают традиции и культуру, что отражается и на внешнем виде.
«Я из небольшого Королевства Бутан, у которого довольно необычная национальная одежда. Я ее ношу постоянно – это ведь часть моей истории, часть меня. Я учитель музыки, и сегодня мои ученики, глядя на меня, хотят повторить мой стиль», ‒ говорит музыкант Джигме Друкпа.
«Это, действительно, настоящая подлинная древняя культура, которая магнетически притягивает к себе представителей других культур и стран, и, конечно, политика сегодняшнего руководства Узбекистана, которая настроена на такую очень мощную коллаборацию со всем миром, я это очень приветствую и считаю, что это очень правильно», ‒ подчеркнул советник Президента России по культуре Владимир Толстой.
Уникальный архитектурный ансамбль ‒ Регистан ‒ основная площадка фестиваля. Музыка в таких декорациях словно ожившая восточная сказка. Самаркандская биеннале традиционного искусства проводится в Узбекистане каждые два года под эгидой ЮНЕСКО.
«Благодаря фестивалю Самарканд привлекает людей со всего мира не только атмосферой легендарного города, но и чарующими восточными мелодиями, которые звучат здесь в эти дни. Почти четверть века этот форум открывает десятки имен талантливых артистов. Но самое главное ‒ это площадка для диалога между разными цивилизациями, странами и народами», ‒ отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
«Самарканд олицетворяет мощь великого государства Амира Темура, а площадь Регистан отражает расцвет при Мирзо Улугбеке. Это наследие веками притягивало к себе ученых, ремесленников, деятелей искусства. Развитие музыкального искусства как универсального языка межкультурного диалога входит в задачи ЮНЕСКО, и организация стремится к развитию полномасштабного сотрудничества с Узбекистаном», ‒ добавила генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле.
Оставить комментарий