Интересно и то, что в начале сентября 2019 года отреставрированная копия «Калины красной» принимала участие в конкурсе классики мирового кино на Венецианском кинофестивале. И это не первый выход фильма на экраны европейских кинофорумов: в 1975 году «Калина красная» участвовала в Берлинском кинофестивале в рамках программы «Форум». А немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер включил эту картину в десятку своих любимых фильмов.
Немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер включил «Калину красную» в десятку своих любимых фильмов
И тем не менее такой бурный интерес к ленте, снятой почти полвека назад, удивляет и восхищает. Что пленяет сегодняшнего зрителя, воспитанного на американских боевиках и сентиментальных сериалах, в этом советском фильме? На чем базируется уверенность прокатчиков, что отреставрированную «Калину красную» будут смотреть с интересом?
В «Авроре» сказали, что билеты на сеанс раскупались как горячие пирожки. «Примечательно, что возраст зрителей самый разный, — говорит Арина Аракелова, начальник отдела рекламы кинотеатра. — Посмотреть «Калину красную» пришли и молодежь, и люди зрелого возраста, которые наверняка помнят первый выход картины на экраны».Василий Шукшин снял ее в 1974 году, это был его последний фильм: режиссер умер спустя полгода после премьеры. Для него была принципиально важна эта работа: и сценарий ленты он написал сам, и сам сыграл в фильме главную роль — вора-рецидивиста Егора Прокудина, который приезжает после освобождения из колонии к своей «заочнице», подруге по переписке Любе. Семья Любы, понятно, побаивается и не одобряет возможный брак. Однако сердечность и душевная теплота простых сельских жителей, глубокое понимание Любой исковерканной судьбы бывшего «тюремщика» вроде бы помогают Егору «выпрямиться». Но хеппи-энда не случается: в финале Прокудина настигает месть прежних дружков.
Как сообщил журналистам главный инженер «Мосфильма» Виктор Тамазин, реставрация картины заняла около четырех месяцев. «Картина оцифровывалась с оригинального съемочного негатива, предоставленного Госфильмофондом «Мосфильму» как правообладателю, — говорит он. — Негатив был оцифрован в разрешении 4К. Если мы «проецируем» это на телевизионный стандарт, то получается соответствие формату Ultra HD. Главная задача была — сохранить фильм, представить его в современном мире в новом качестве, не ниже, чем в разрешении HD».
И зрители уже сполна оценили и качество звука, и обновленные цвета картины: она в буквальном смысле заиграла красками. «Реставрация и оцифровка отечественного кинонаследия — очень важная задача нашей культуры, — отмечает петербургский культуролог, киновед Александр Поздняков. — Сегодня не каждый из молодых скажет, кто такой Тарковский или Эйзенштейн. А уж посмотреть черно-белый фильм, который волновал его родителей и бабушек, — это почти подвиг. Отрадно, что старым нашим картинам возвращается молодость. Оживают воспоминания, впечатления детства. Как хорошее вино, с годами старое доброе кино раскрывается, увлекая своей искренностью и художественной глубиной».
Оставить комментарий