Последние годы были весьма успешными для местной концертной индустрии. Энтузиазм публики в больших городах всех очень радовал, а в Москве многотысячные толпы на концертах даже тех, чья звездность иногда вызывала вопросы, стали нормой. И теплый сезон обещал быть жарким во всех смыслах. Поп и рок-звезды сверстали свои графики на месяцы вперед, организаторы фестивалей готовились к наплыву публики.
Тотальный запрет на культмассовые мероприятия стал для развлекательной индустрии чем-то вроде ледяного душа. За десятилетия работы в этом бизнесе Игорь Тонких пережил множество кризисов, которые превращали в пыль казалось бы весьма успешные гастрольные проекты и поэтому в данной ситуации его пессимизм не бескрайний. Но и оптимизм — весьма осторожный.
— Многие артисты не теряют оптимизма и надеются начать выступать уже в июне. На что надеетесь вы, как организатор концертов?
— Сейчас кроме уже отмененных концертов конца марта и апреля, попавших под запрет, мы начинаем перенос концертов мая. Мы видим, что происходит в Европе, поэтому можем предсказать какие-то события с учетом нашей задержки по входу в локдаун. Если запрет на массовые мероприятия сохранится – продолжим переносить концерты. Более того, мы обсуждаем с артистами теоретическую возможность переноса даже июльских концертов – не ясно, каким будет потребительский спрос. Это напрямую зависит от того, на сколько люди потеряют в доходах.
— Экономисты дают устрашающие прогнозы по поводу резкого падения доходов населения. За то время, что вы занимаетесь организацией концертов неоднократно случались финансовые кризисы. Как наша публика на них реагирует: число зрителей на концертах падает, или всегда есть люди, готовые веселиться на последние деньги?
— В отличие от благополучного Запада, у русских достаточно популярна идея жить каждый день как последний. И если этот кризис не лишит буквально всех работы и накоплений, а банки – ликвидности, то рынок восстановится быстро.
— Но все же цена на билет во многом связана с покупательной способностью. От нее же зависят и гонорары артистов. Не придется ли им их снизить?
— Сейчас концерты переносятся с сохранением прежних гонораров. Но после того как промоутеры первыми потеряют на снижении спроса, их повторные предложения станут скромнее. И артисты должны будут снизить или гонорары, или концертную активность, пропуская невыгодные предложения.
— Если рубль продолжит падать, то валютные гонорары западных звезд станут просто космическими. Можно ли ожидать, что некоторые иностранные гастролеры будут учитывать экономическую нестабильность и корректировать свои гонорары ради российских поклонников?
— Такое случается достаточно редко, но все же случается. С большей точностью можно говорить о том, что дальнейшее снижение курса рубля снизит и количество гастролей.
— С местными звездами в такой ситуации, наверное работать выгоднее?
— Выгоднее в том смысле, что сборы местных артистов традиционно более прогнозируемы.
— Онлайн концерты сейчас стали чуть ли не главной забавой и для публики и для артистов. Можно ли говорить о том, что подобная практика — один из вариантов развития концертного бизнеса в будущем?
— В ближайшем – точно нет. В отдаленном – возможно. Но это как минимум еще одно поколение.
— В России концерты всегда были основным доходом артистов. Но за последние годы, стриминги тоже стали способом заработать на музыке. Много ли в России артистов, которые могут себе позволить выступать нечасто?
— Артистов, выступающих нечасто, немного. Но это не хорошо и не плохо. Рынок в балансе. Что же касается стримингов, то на концерты они никак не повлияли. Разве что похоронили физические носители. Стриминг – это фон, работа, обучение, звуковой ландшафт, иногда даже немного энтертейнмент, но, как правило, для индивидуального потребления. Но концерт – это социализация, самоидентификация, сакральный акт, отправление культа.
— Все активно гастролирующие артисты говорят, что за последние недели очень соскучились по своей публике. На ваш взгляд, будут ли их снова ожидать аншлаги?
Я думаю, что посещаемость концертных залов снизится. Слишком шоковой является нынешняя ситуация, и у части посетителей концертов, наверное, останется страх большого скопления людей. Аналогичное поведение было в период массового телефонного терроризма. Но, возможно, и наоборот – люди настолько засидятся дома, что социализация будет просто необходима.
Оставить комментарий