В мировой прокат выходит фильм-открытие 75-го Венецианского кинофестиваля — новая работа режиссера нашумевшего мюзикла «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла. Байопик «Человек на Луне», как несложно догадаться, рассказывает об американском астронавте Ниле Армстронге. Западные критики уже поспешили назвать эту картину лучшим космическим фильмом в истории, с чем можно поспорить.
Оскароносный режиссер, обаятельная звезда «Ла-Ла Ленда» Райан Гослинг в главной роли, сам Стивен Спилберг в качестве продюсера, сильный актерский состав, высочайшего уровня визуальные эффекты и главное — реальный прототип с героической и одновременно драматической личной историей (маленькая дочь Армстронга Карен скончалась от рака мозга)… Этот фильм по книге Джеймса Р. Хансена просто обречен на успех.
После просмотра картины не остается сомнений и в том, что это очевидный претендент на «Оскар». Стоит отдать должное Шазеллу за стремление максимально снизить уровень патриотического пафоса, который традиционно сопровождает американские фильмы о покорении космоса. С первых кадров очевидно его желание рассказать историю на человеческом, а не государственном уровне.
Американский флаг появляется в кадре лишь единожды, не избегает режиссер и темы общественного скептицизма и циничного отношения политиков к дорогостоящей и рискованной космической программе, ради которой астронавты в буквальном смысле отдавали свои жизни. По касательной затронуто и соперничество с Советским Союзом, которому американцы на тот момент проигрывали космическую гонку по всем статьям.
Но именно на уровне человеческой истории происходит осечка. Несмотря на щедрую долю сентиментальности, к середине фильма неминуемо возникает вопрос: «А человек ли он?» Армстронг в исполнении Гослинга больше похож на мученика, который стоически несет свой крест, чем на отважного национального героя, коим его прототип, безусловно, являлся.
За два с лишним часа Шазелл показывает годы изнурительной и смертельно опасной подготовки к полету на Луну. Зритель наблюдает за будничными тяготами жизни астронавтов, до тошноты крутясь с ними на тренажерах и покрываясь липким потом от нечеловеческого напряжения, когда на пробных полетах отказывает техника.
Но за все это время режиссеру так и не удается убедительно раскрыть мотивацию главного героя. Кажется, тому глубоко безразличны лавры первопроходца, политические и карьерные амбиции, возможность войти в историю или банально быть гордостью и примером для своей семьи, как того, вполне понятно, желают его коллеги.
Армстронг Шазелла одинаково отвечает «окей» на сообщение о смерти друга и на слезы напуганной жены. «Окей» говорит и сын Армстронга, узнав от матери, что его отец полетит на Луну. Кстати, дети Армстронгов удивительным образом не растут на протяжении фильма.
Создается ощущение, что герой идет к своей цели по инерции, без драйва, необходимого для выполнения такой титанической задачи. Даже легендарная фраза «Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества» звучит механически. Режиссер пытается объяснить это травмой, вызванной смертью дочери.
Но тут редкий случай, когда скупость эмоций мешает сопереживать герою, который привез свое горе на Луну и даже там не «очеловечился». Пожалуй, наиболее наглядно эта отстраненность видна в сцене сборов перед отправкой в полет, когда жена практически силой заставляет Армстронга поговорить с сыновьями о том, что он, возможно, не вернется.
Оставить комментарий