Минкультуры собирается дать вторую жизнь памятникам советского архитектурного авангарда 1920–1930-х годов. Ведомство разработает федеральную программу по сохранению и восстановлению зданий этого направления, вошедшего во все учебники архитектуры. В документ войдет список сохранившихся строений, будет указано их фактическое состояние и в чьей собственности они находятся. Будут разработаны конкретные меры по реставрации объектов, вовлечению их в туристический оборот и адаптации к современным нуждам.
— Советский архитектурный авангард обладает всемирной известностью и отражает целую эпоху развития нашей страны, — отметил замминистра. — Поэтому было решено создать стратегический документ, который объединил бы все здания общей идеей и ответил на очевидные вопросы: где и сколько таких памятников в стране, в чьей собственности они состоят, какие средства нужны для их восстановления и реставрации? В итоге работы мы должны понять, для каких целей их можно использовать сегодня.
Какие именно здания являются памятником авангарда, решат эксперты. Конкретные меры по реставрации того или иного здания будут приниматься в зависимости от того, в чьей собственности объекты. Если здания находятся в федеральной собственности, Минкультуры готово взять реставрацию на себя. В исключительных случаях ведомство будет ходатайствовать о передаче объектов в федеральную собственность из региональной. Конкретные туристические маршруты разработает Ростуризм. Историк архитектуры, профессор Московского архитектурного института (МАРХИ) Наталья Душкина отметила, что создание реестра памятников — это первый шаг. Следующий — выделение средств на их ремонт.
— Специалисты давно говорят, что постройки советского авангарда нужно включить во Всемирный список ЮНЕСКО, однако для этого страна должна гарантировать высокую степень защиты. Москва, например, обладает самыми известными зданиями — иконами авангарда, но большинство из них находится на региональном уровне охраны, — рассказала она. — Советский авангард — выдающееся архитектурное достижение нашей страны. Без преувеличений в этот период мы были в авангарде мировой мысли. Однако существует колоссальный разрыв между ценностью этого пласта культуры и его фактическим состоянием. Ремонт и реставрация идет, но чаще всего без участия экспертов, и допущенные искажения снижают уникальность объектов. Введение в туристический оборот советского авангарда важно не только для увеличения потока туристов из-за рубежа, но и для просвещения населения, считает замдиректора Музея Константина и Виктора Мельниковых Елизавета Лихачева.
— Если в Москве ситуация более или менее приличная, то в других местах — просто чудовищная. Главная проблема здесь, на мой взгляд, в том, что большая часть населения не представляет реальной ценности строений, и поэтому государство не спешило заниматься этой проблемой. И то, что такая инициатива появилась, — это прекрасно, — считает Елизавета Лихачева. — Прежде всего необходимо разобраться, какие именно здания сохранять, сохранять ли цветовые или объемно-пространственные решения и т.д. А главное — как эти восстановленные здания вплести в современную жизнь, найти им применение. Для министерства эта программа восстановления памятников авангарда станет самой масштабной, но не первой — уже разработаны концепции сохранения и использования Соловецкого архипелага, исторической части Выборга и Кирилло-Белозерского монастыря.
Авангард и конструктивизм — направления советской архитектуры второй половины 1920-х — начала 1930-х годов. Значительная часть построек этого периода представляет собой совершенно новые функциональные типы зданий — дома культуры, дома-коммуны, фабрики-кухни — и новый подход к городскому планированию и застройке (жилмассивы). Эксперименты с планировкой, материалами и цветовыми решениями напрямую были связаны с социально-экономической ситуацией (конец Гражданской войны, нехватка жилья и т.д) и желанием воплотить в жизнь социалистические идеалы.
Самый известный памятник московского авангарда. Сам архитектор Константин Мельников возражал, когда дом относили к архитектуре конструктивизма или функционализма — он ставил свой проект вне архитектурных течений. Архитектор попытался воплотить свою мечту об отдельном доме-мастерской для себя и своей семьи. В СССР шло активное строительство домов-коммун, и только одному Мельникову разрешили построить частный дом в центре столицы — на личные средства архитектора. За эксцентричную конструкцию дом называли жилой буржуазной ячейкой.
Мельников задумал построить круглый дом без углов — два цилиндра одинакового диаметра, но разной высоты. На крыше низкого «цилиндра» спроектирована открытая терраса. Конструкция стен была впоследствии запатентована: особая выкладка позволяет сравнивать дом с пчелиными сотами. Выделяется в постройке фасад низкого здания, у которого окно-экран занимает всю его высоту. Комнаты для повседневной жизни были спланированы на первом этаже дома-мастерской. На втором этаже расположены гостиная и спальня. Третий этаж целиком занимала мастерская Мельникова, освещенная 38 шестиугольными окнами.
После смерти архитектора дом отошел его родственникам. В настоящее время здание курирует московский Музей архитектуры. В 2014 году Дом Мельникова первым среди построек московского авангарда получил статус федерального памятника. В 1920-е годы Советский Союз стремился построить совершенное новое общество. Социальный эксперимент требовал новой организации быта. Дом работников Народного комиссариата финансов СССР — программный проект Моисея Гинзбурга в соавторстве с Игнатием Милинисом — попытка создать дом-коммуну с обобществленным бытом для 50 семей. Первыми жильцами дома стали чиновники и партийные функционеры среднего звена — многих из них репрессировали в конце 1930-х.
Шестиэтажное здание высотой 17 м и длиной 85 м имеет два корпуса — жилой и общественный, соединенных стеклянным коридором, — а стоит на двух колоннах. Сами квартиры начинаются со второго этажа, так как Гинзбург считал, что первые этажи мало пригодны для жилья и нарушают целостность паркового пространства. Внутренняя планировка здания максимально способствовала общению между соседями, но у жильцов не прижилась идея питания в столовой: они разбирали обеды по своим квартирам, и общественные помещения пустовали.
Первостепенное значение Гинзбург уделял цветовому оформлению внутри дома. По приглашению в Москву прибыл немец Хиннерк Шепер, подобравший цветовую гамму для жилых квартир: голубые и зеленые потолки, оранжевые и синие лестницы, белые и черные двери. Из-за нехватки средств дом был построен из некачественных материалов и вскоре стал разрушаться. Ни одна из многочисленных программ реставрации пока не воплотилась в жизнь. Эксперты оценивают состояние здание как критическое. Сегодня его владельцем является предприниматель Александр Сенаторов. Значительная часть помещений остается бесхозной, некоторые сдаются под офисы.
Дворец культуры Завода имени Лихачева построен на территории Симонова монастыря, где были похоронены представители старейших дворянских родов — Татищевых, Нарышкиных, Головиных. Проект здания для времяпровождения пролетарской молодежи придумали три брата-архитектора из небогатой дворянской семьи — Александр, Виктор и Леонид Веснины.
ДК спроектирован как многофункциональный комплекс с залом на 1,1 тыс. человек. Т-образное здание обеспечивает удобную взаимосвязь клубных помещений, что является основным принципом конструктивизма. Из зрительного зала можно попасть в помещения для кружковых занятий, анфилада продолжается до зимнего сада, представленного полуротондой с выходом в парк. Над зимним садом размещен конференц-зал, а еще выше — обсерватория, увенчанная раздвижным металлическим куполом. А на плоской крыше дворца была организована терраса, где работали читальня и кафе. Крупное сооружение кажется легче из-за застекленных поверхностей стен.
В 2008 году здание было передано городу и превратилось в Культурный центр ЗИЛ, где проходят лекции, идут театральные и концертные программы, есть постоянные кружки. Одним из наиболее значительных общественных сооружений Москвы в 1920–1930-е годы стало здание Наркомзема (сейчас — Министерство сельского хозяйства РФ). Проект разработан в стиле позднего конструктивизма Алексеем Щусевым. Строительство здания, состоящего из четырех корпусов, длилось с 1928 по 1933 год.
Комплекс зданий Наркомзема из четырех корпусов в стиле позднего конструктивизма занимает целый квартал между Садовой-Спасской улицей и Орликовым переулком. Архитектура здания отличается пластичностью, скругленными углами, асимметрией. Именно в Наркомземе были впервые установлены лифты непрерывного действия: открытые кабины движутся непрерывно вверх и вниз. Его обшивку поменяли, но сам механизм остался прежним и работает с 1930-х практически без ремонта. По-научному такой лифт называется pater noster, что с латинского переводится «отче наш» — устройство подъемника напоминает движение четок при католической молитве.
Постройка Дома культуры по проекту Ильи Голосова была приурочена к 10-летию Октябрьской революции. Название он получил в честь участника событий 1905 года, слесаря трамвайного парка Сергея Зуева. Проектируя здание как клуб рабочих, Илья Голосов придал ему сходство с промышленной архитектурой: серая бетонная штукатурка, стеклянные поверхности, напоминающие заводские переходные галереи.
Внешний облик клуба представляет собой асимметричное расположение правильных геометрических тел. Композиционным центром здания является лестничная клетка на углу здания, помещенная в полностью остекленный цилиндр. Для проведения мероприятий в ДК был предусмотрен зрительный зал, рассчитанный на 950 человек. Сегодня здесь идут спектакли знаменитого «Квартета И» (Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин, Александр Демидов) — «День выборов», «День радио» и др.
Оставить комментарий