Владимир Алеников, создатель популярнейших фильмов о Петрове и Васечкине и завоевавшего международную известность мюзикла «Биндюжник и Король», режиссер, писатель и продюсер, — представитель той самой киношколы, которую теперь принято бранить, — советской. То есть отмеченной такими пороками, как профессионализм во всех звеньях производства, продуманная, способная увлекать драматургия и ясные этические установки. Поэтому его новая картина «Мятежники» сегодня — как лебедь на утиной ферме.
Фильм снят по его новой книге и касается «неудобной» темы судеб детей «с особенностями развития». Немых, слабослышащих, слепых, колясочников — тех, кого ровесники любят троллить. Картина отмечена как бы противоречивыми, если не полярными, качествами: ощущением достоверности каждого кадра и долей душеспасительной сказочности в целом. То есть из реальных, узнаваемых кирпичиков выстроен дом нашей невзыскательной мечты, где все кончается хорошо — уже счастье! В принципе это закон соцреализма. Или голливудского прекраснодушного кино, на котором взросли поколения.
Чем это так здорово? Тем, что отвечает чаяниям зрителей: справедливость должна свершиться, беды должны свалиться с плеч, немые должны запеть, а слепые оказаться самыми прозорливыми. Это хорошо для массового искусства? Безусловно. Здесь суровая правда должна быть в деталях, но в итоге — обязательно все должно устаканиться. Иначе кино сработает и против себя, и против общества. Потому что не предложит свет в конце туннеля, а в идеале — идеал.
Именно сказки вырастили поколения, твердо знающие, что такое хорошо и что такое плохо
14-летняя Настя из своего неухоженного дома, от пьющей мамы загремела в интернат — специальный, потому что она не может говорить. И хотя директриса Галина Захарьевна приняла ее по-матерински, обстановка кажется суровой: койки, столовка, над всем ржущие ребята… Это первый «акт» фильма, где мы с Настей пытаемся освоиться в этом мире, где вкрапления чего-то домашнего не могут совладать с неубиваемой казенщиной (художник Илья Евдокимов).
Слом сознания происходит, когда один из мальчиков отказывается от усыновления благополучной парой, от возможности и в семье пожить, и мир посмотреть. Потому что «мой дом — здесь, и семья — здесь». Понять мальчонку трудно (об усыновлении здесь мечтают), но можно: да, неказистый дом — но свой. Здесь друзья, здесь привычная жизнь. И тепло, созданное участливыми людьми: поварихами, директрисой Галиной Захарьевной, ставшей им как мать. В такие места работать идут не по распределению, а по призванию.
Сказка — ложь? Бывает. Автор этих строк и сам писал когда-то о детдоме, где «неполноценных» заставляли вылизывать полы языком. Но этим ребятам повезло: у них есть самоотреченная Галина Захарьевна, проникновенно сыгранная Ольгой Волковой. Так тоже бывает. И когда некие бизнесмены с помощью коррумпированных районных властей хотят этот дом снести, чтобы построить торговый центр, а протестующую директрису отправить на пенсию, ребята начинают изобретательный, игровой, но серьезный бунт. На гвалт слетается пресса — и планам коррупционеров конец.
Опять сказка — ложь? Какая пресса, какие там «газета выступила — меры приняты»! Но ведь и так еще бывает, и в эту узкую щель протиснулась картина, чтобы поддержать в нас веру в справедливость, способную победить. Пусть кое-где у нас порой, но все же…
Русский Голливуд? Студия имени Горького, чудом перелетевшая из оптимистичных 60-х в скептичные 20-е совсем другого века? Нет, это сформулированный Пушкиным вечный закон мифотворческого искусства, которое «добрым молодцам урок».
Фильм, что теперь редкость, смотреть интересно. Познавательно — мы мало знаем об этих сферах, где обитают дети «с особенностями». А в этой «киносказке» автор не только использует подлинные истории, проделав серьезную исследовательскую работу, но и достоверен в деталях, типажах и характерах, сняв в некоторых ролях воспитанников таких домов.
Открытием картины станет Василиса Коростышевская в роли главной героини — ей выпала сложная задача провести все действие, не проронив ни слова. Только мимика, скупая, но выразительная, только «говорящие» глаза. Запоминаются Мирослава Смирнова — Оксана, здешняя «Жанна д`Арк» в школьном спектакле, и Наталья Штурбина в роли ее сестры с ее страстным монологом. Смачно изобразила типичную ответственную чиновницу Ольга Спиркина. И, безусловно, эмоциональный центр картины — Ольга Волкова в роли директрисы, для которой детдом стал своим домом — единственным и необходимым, а его обитатели — заботой всей жизни.
Наше кино время от времени возвращает на экран тему протеста, «инициативы снизу» — традицию, идущую от гайдаровского Тимура и первого варианта фадеевской «Молодой гвардии» до «Неуловимых мстителей» Кеосаяна и «Деточек» Астрахана. «Мятежники» из этого ряда. «Вы экстремистка!» — кричат чиновники директрисе Галине Захарьевне, вставшей на защиту юных бунтарей. «Да, я экстремистка», — отважно отвечает она, зная, что правда на ее стороне, что она защищает от разрушения свой дом.
Сказка — ложь? Но именно сказки вырастили поколения людей, твердо знающих, что такое хорошо и что такое плохо. И умеющих отстаивать поруганную справедливость.
Оставить комментарий