Выставка современного искусства впервые открывается на плато Гиза в Каире в интерьерах Великих пирамид. Свои инсталляции на фоне ставшего уже бессмертным творения древних египтян, единственного из дошедших до наших дней семи чудес света, представили художники из разных стран мира, в том числе России. Экспозиция под лозунгом Forever is now («Вечность сейчас») организована Art d’Egypte.
«Мы проводим выставку современного искусства с участием египетских художников уже четвертый год подряд, — рассказала ТАСС основатель этого культурного события Надин Абдель Гаффар. — В этом году локацией для экспозиции инсталляций мы впервые выбрали Великие пирамиды и пригласили художников из разных стран мира. Это разговор с человечеством о надежде, и мы хотим разделить его со всеми». По ее словам, идея организовать выставку современного искусства в, казалось бы, не сопоставимом с этими объектами даже по духу древнеегипетском антураже вынашивалась несколько лет и была воплощена в жизнь усилиями «семи хрупких женщин» при содействии и под эгидой МИД, Минтуризма и культуры Египта и ЮНЕСКО.
Официально для широкой публики выставка откроется 23 октября, но в четверг к инсталляциям были допущены журналисты. В отсутствие туристов и зрителей, в нарушаемой лишь шепотом пустыни тишине вечности, перед которой отступил даже несмолкаемый шум Каира, они получили шанс уловить уже успевшую установиться между современными арт-объектами и безмолвными пирамидами связь и тонкое переплетение энергетики прошлого и будущего, сплетающегося в вечность. Десять художников — из Бразилии, Великобритании, Египта, Италии, России, Саудовской Аравии, США, Франции — представили свои работы. Так как они могли выбирать точку обзора и проекции на пирамиды или сфинкса, все объекты оказались как будто разбросанными по огромному плато, они не перекрывают друг друга и не мешают восприятию арт-объекта и его взаимодействию с Великими пирамидами.
Уроборос как символ вечности
«Пожалуй, впервые в истории искусства на плато Гиза пригласили современных художников, чтобы они могли сделать здесь художественные объекты, — рассказал ТАСС автор инсталляции «Уроборос» Александр Пономарев. — Место, где мы установили нашу инсталляцию, находится на одной линии с пирамидами». Художник рассказал, что арт-объект посвящен вечности, безмерности. Конструкция представляет собой аллюзию на две солнечные ладьи, найденные археологами в тайниках у подножия пирамиды Хеопса. Ладьи разделены песочными часами в форме двух стеклянных пирамид и керамическим основанием с изображением известной эмблемы уробороса — змеи, кусающей свой хвост.
«Эти категории воплотилось в древнеегипетских мифах о боге Ра, который в своей солнечной ладье бесконечно скользит по небу с востока на запад, под землей — с запада на восток, и пока он путешествует, наше время движется, — разъяснил идею Пономарев. — От врагов их защищает змей, который перекочевал в культуру как Уроборос — змей, кусающий свой хвост, символ бесконечности. И Ра символизирует бесконечность. Петля, положенная в основание нашей инсталляции, символизирует вечный круговорот. Петля двух лодок, повторяющих ладьи бога Ра, также образует бесконечность, а между ними на фоне вечных пирамид песочные часы, символизирующие время, отмеренное людям. Вся эта мощная пятитонная вращающаяся конструкция символизирует бесконечное движение. В основании инсталляции установлено панно из керамики, выполненной по особой технологии. На нем запечатлены иероглифы, собранные в ходе экспедиций в Египет российской археологической миссией за все 15 лет работы здесь, на плато Гизы. Тексты повествуют о конкретных людях, которые работали здесь: надсмотрщики, архитекторы, врачи. То есть в нашу временную петлю мы включаем и людей».
Работа над проектом длилась около полугода. По эскизам автора в Новой Зеландии были сделаны технические чертежи. В египетской Гизе на судостроительном заводе изготавливались металлические конструкции, какие-то работы были сделаны в Александрии. Керамическое панно было доставлено из Москвы. Как рассказал Ахмет Кагиров, основатель галереи Surface Lab Art, выступившей партнером российского проекта, при производстве панно была использована технология печати на керамике — керамические чернила, которые были обожжены повторно при температуре до 1 000 градусов. Процесс печати и последующего обжига занял более суток. «Это панно может жить и без изменений существовать любое количество лет, — заметил он. — Конечно, мы не будем замахиваться на тысячелетия, но эта работа на самом деле вечная!»
Оставить комментарий