Голливуд всегда нуждался в юных кинозвездах. Джуди Гарланд и Микки Руни, Ширли Темпл и Татум О’Нил, Дакота Фэннинг и Маколей Калкин, Хэйли Джоэл Осмонт и Элайджа Вуд, Джоди Фостер и Кирстен Данст — у каждого поколения был свой чудо-ребенок, который растворял непосредственность в искренности и все соглашались, что это и есть талант. Практически никто из них не оставил актерскую профессию, повзрослев (в отличие, кстати, от аналогичных звездочек советского кино), из некоторых выросли вполне себе крупные по цеховым меркам фигуры.
И всё же Леонардо Ди Каприо в этом ряду стоит особняком. Начав кинокарьеру в 13, он не проснулся знаменитым. Зато впоследствии не просто удержался в высшей лиге — неуклонно рос как актер, последовательно и не торопясь беря всё новые вершины, пока к 45 годам не превратился в главную звезду мирового кино (кто бы что ни говорил про Дауни-младшего, Деппа и Круза).
Ди Каприо вырос в Лос-Анджелесе — географические обстоятельства, разумеется, сыграли в выборе ремесла главную роль (хотя ребенком он мечтал о карьере морского биолога). Он не посещал курсов актерского мастерства, не кончал престижный университет (строго говоря, он и школу-то толком не окончил) — то, что он актер от бога, стало понятно, когда Ди Каприо не исполнилось и двадцати.
Так случилось, что ему сразу же страшно повезло — партнером по первой серьезной работе, «Жизнь этого парня» (1993), был Роберт Де Ниро, а по второй — «Что гложет Гилберта Грейпа?» — Джонни Депп. Кроме того, вторая картина попала в число тех, которые каждый год выбирают американские критики в качестве «любимого уродца» — прессе нравится возносить малобюджетный фильм, не слишком обласканный кассой. Ди Каприо, впрочем, сыграл и впрямь хорошо и в 18 лет получил первую номинацию на «Оскар». Это означало путевку в большую жизнь — и действительно, он сразу же получил кучу соблазнительных предложений.
Он выбрал три — и не прогадал. Если в «Быстром и мертвом» Сэма Рейми он все ещё эксплуатировал образ восторженного щенка, а в «Дневниках баскетболиста» был слишком «играбельный» персонаж — юноша-наркоман, то «Полное затмение» Агнешки Холланд стало чем-то вроде удостоверения с печатью: «Талант есть, и огромный, использовать по назначению».
Виртуозный дуэт с Дэвидом Тьюлисом, сложнейший драматический материал — преступное влечение друг к другу двух гениев, Рембо и Верлена, требовательный режиссер. Ди Каприо справился блестяще — строго говоря, с точки зрения ремесла это до сих пор одна из лучших его ролей. На борт «Титаника» Ди Каприо взошел самым многообещающим актером Голливуда.
Про главный блокбастер в истории кино (дело в не в собранных «Мстителями» или «Аватаром» суммах — понятие «блокбастер» не исчерпывается содержанием кассы) нужно понимать, в числе прочего, следующее. Значение Ди Каприо в успехе ленты, которую главным образом ценят за технологическую масштабность, колоссальное. Не то чтобы Лео продемонстрировал какую-то нечеловеческую актерскую глубину (особенно по сравнению с тем же «Полным затмением»), да и сценарий «Титаника», откровенно говоря, плосковат. Но 23-летний исполнитель главной роли сумел проделать очень сложную штуку — не перетягивая на себя канат, не приковывая слишком большого к себе внимания, добиться того, что зрители не только смотрели на взмывающие до неба волны, но и следили за драматургическими перипетиями, что называется, иногда могли «выдыхать». Именно благодаря Ди Каприо «Титаник» не остался в памяти просто выдающимся аттракционом.
Главный вопрос, который возникает после столь грандиозного успеха, — а что же будет дальше? Следующую роль Ди Каприо ждали затаив дыхание — и дождались. Не то чтобы короля Людовика и его заточенного в Бастилии двойника Ди Каприо сыграл как-то особенно бездарно — просто «Человек в железной маске» сам по себе оказался убийственно плох.Из-под листьев заслуженно полученной «Золотой малины» Лео выбирался пять лет, призывая на помощь Вуди Аллена («Знаменитость»), Дэнни Бойла («Пляж») и Стивена Спилберга («Поймай меня, если сможешь»), всё вроде бы было неплохо, да не то. Теперь-то понятно, что Ди Каприо просто лихорадочно искал своего главного режиссера — и нашел его в 2002 году.
К моменту начала работы над «Бандами Нью-Йорка» Мартин Скорсезе уже больше 10 лет, с «Мыса страха», пребывал в полноценном творческом болоте. «Казино», «Кундун», «Век невинности» — при всей их мастеровитости — конечно, очень странно смотрелись в фильмографии автора «Таксиста», «Короля комедии» и «Бешеного быка». Скорсезе остро нуждался в новом любимом актере, втором Де Ниро — и нашел его. Выражение «сошлись звезды» никогда еще не было столь недвусмысленно уместным.
Союз Ди Каприо и Скорсезе это не просто пять фильмов за 10 лет, фильмов, среди которых нет ни одного даже посредственного, не то что неудачного. Это тот самый идеальный симбиоз, который так часто встречается в дикой природе и почти никогда — в искусстве. Скорсезе расширил диапазон Ди Каприо, доказав, что он может играть человека любого века, ранга и даже возраста (правда, это последнее наилучшим образом доказал всё же Клинт Иствуд, сняв Лео в «Эдгаре Гувере»). Ди Каприо же буквально влил в старые скорсезевские меха новое вино — немолодой уже режиссер снимает с азартом и страстью, которые, казалось, иссякли у него еще в 1980-е.
Для звезды его уровня Ди Каприо довольно редко снимается — всего восемь фильмов за последние 10 лет (для сравнения: Том Круз — в 11, Роберт Дауни-младший — в 14, про какого-нибудь Дуэйна Джонсона с его 25 работами и говорить нечего), зато без единого провала и даже «проходняка». Он не снимается в сериалах и не озвучивает мультфильмы, неутомимо меняет моделей в собственной спальне, его Twitter и Instagram неописуемо скучны и формальны и заведены только потому, что «надо».
Столь же стерильна и его общественная жизнь — ни одного существенного скандала или даже развода (оно и понятно: для того чтобы развестись, нужно сперва жениться, а это не к Лео). Словом, совершеннейшая звезда золотого века Голливуда — ну, с поправкой на увлечение экологической проблематикой, чему, кажется, он отдает всё время, оставшееся от съемок и моделей.
И насколько же эта своеобразная старомодность оказалась уместной в тарантиновском «Однажды в Голливуде», за который Ди Каприо, конечно, обязаны дать его второй «Оскар»: мало кто так тщательно, до самых тонкостей, изучил, что это значит — быть большим актером в «Городе, полном мишуры».
Оставить комментарий