Борису Гребенщикову в этом ноябре исполняется 65 лет. И почти пятьдесят из них связаны с группой «Аквариум», созданной несколькими интеллигентными ленинградскими мальчиками — Борей, Севой, Мишей, Дюшей — и последовательно ставшей за этой время доказательством самой возможности исполнения рок-музыки на русском языке, главной движущей силой этой самой рок-музыки, а в ХХI вeкe — живой легендой и неотменяемой величиной, русскими The Rolling Stones и Бобом Диланом в одном лице.
Программа, с которой «Аквариум» выступит в московском клубе «16 тонн», обозначена на афише, как «Акустика». Это название немного двусмысленно. С одной стороны, верным поклонникам БГ прекрасно известно, что так именовался один из первых «номерных» альбомов подпольной тогда ленинградской рок-группы, вышедший аж в 1982 году и содержавший такие аквариумские хиты на все времена, как «Десять стрел» и «С той стороны зеркального стекла».
А с другой — как известно всякому рок-меломану, «акустика» — это обозначение особого концертного жанра, когда рокеры отключают грохочущие примочки, откладывают в стороны навороченные электроинструменты и берутся за полнотелые акустические гитары, чтобы напомнить себе и слушателям, что они не только рок-, но в первую очередь именно музыканты — ведь если мелодия примитивна, а играть толком не умеешь, в акустике этого не скроешь.
Также в акустике не скроешь за звуковыми и сценическими эффектами банальность слов. Впрочем, в случае с БГ такое опасение явно излишне. Его репутация рок-поэта или даже просто большого русского поэта не нуждается в доказательствах. От вышеупомянутой «С той стороны зеркального стекла» — ярчайшего манифеста ненасильственного нон-конформизма, появившегося еще при Брежневе, и дo двух последних на данный момент альбомов — «Соль» (2014) и появившемся в этом году альбоме «Время N» (причем под буквой N понимается просторечный глагол со значением «напиться») Борис Гребенщиков умудряется сочетать метафоричность с прозрачностью, вселенские обобщения с предельной точностью и конкретностью.
«Аквариум» в XXI веке — живая легенда, русские The Rolling Stones и Боб Дилан в одном лице
Концерт в клубе, где артисты традиционно выходят на сцену под одноименную песню американских портовых грузчиков, объединит оба значения слова «акустика». БГ снова «извлечет из рукава» стародавние песни, под которые уже у двух поколений русских слушателей случалось в жизни что-то важное, от первого поцелуя до первой мысли о смысле жизни.
А нынешний «Аквариум» исполнит их в нежных акустических аранжировках, практически на расстоянии вытянутой руки от слушателей. Как в те самые времена, когда казалось, что «это лишь игра с той стороны зеркального стекла».
Оставить комментарий