В первый же день осени в Санкт-Петербурге откроется XI Александринский фестиваль. Программа, на первый взгляд, не очень плотная: три заграничных спектакля, одна собственная премьера Александринского театра и — в рамках спецпрограммы — четыре постановки театра «Практика». Но при ближайшем рассмотрении вспоминаешь поговорку «редко, да метко».
Фестиваль откроется большим четырехчасовым спектаклем «Площадь героев» одного из ведущих европейских режиссеров Кристиана Люпы. Ровно десять лет назад он поставил в Александринке «Чайку», теперь же публика оценит, как Люпа сработался с актерами Литовского национального драматического театра. «Площадь героев» поставлена по пьесе Томаса Бернхардта, написанной австрийским классиком перед смертью и признанной самым скандальным его произведением. Действие разворачивается в конце 1980-х, но с отсылкой к 15 марта 1938 года, когда Гитлер выступал на центральной площади Вены вскоре после аншлюса Австрии.
— На мой взгляд, пьеса очень тревожная, — рассказал «Известиям» художественный руководитель Александринского театра и фестиваля, народный артист Валерий Фокин. — Люпа вообще достаточно часто обращался к австрийской литературе. И для него, как и для Бернхарда, очень важен анализ внутренней жизни, исследование «подполья» человеческого. Это, пожалуй, его основная тема. Вместе с тем он любит острую театральную форму. Но самое главное, спектакль такого режиссера — это всегда очень большое событие. Тем более что Люпа на несколько лет исключил Россию из гастрольного графика.
Спектакли форума сопровождаются образовательной программой. Например, «Площадь героев» дополнится творческой встречей с Люпой и лекцией искусствоведа Ивана Чечота «Вена от аншлюса до современности: призрак Гитлера на Площади героев» (2 сентября).
— Обширная программа встреч, лекций, диалогов, развивающих темы спектаклей, выстраивающих культурный и социальный контекст, у нас на фестивале впервые, — заметил Валерий Фокин. — Ведущей темой вполне закономерно стало осмысление истории XX века.
Еще одно ключевое театральное событие фестиваля — собственная премьера Александринки: «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» Виктора Рыжакова по пьесе Всеволода Вишневского. Спектакль, посвященный революции, обещает пересечение театральных эпох: в 1955 году на этой же сцене «Оптимистическую трагедию» поставил Георгий Товстоногов, заимствовав решение легендарного спектакля Камерного театра 1933 года, где в режиссуре Александра Таирова играла Алиса Коонен.
— Современное обращение к пьесе не могло не стать осмыслением прошлого, — рассказал Валерий Фокин. — Интересно, что в итоге Рыжаков не ставит исключительно текст Вишневского, его в большей степени интересует деконструкция советского мифа. В соавторстве с драматургом Асей Волошиной и вместе с актерами они сочиняют собственный текст на основе «Оптимистической трагедии», в котором звучат Блок и Достоевский, а равно и Децл, и Led Zeppelin.
Вероятно, отзвук революционного есть и в экспериментах молодого немецкого режиссера Тильмана Хекера в музыкальном театре. Спектакль «Полночь» — попытка визуализации фортепианной музыки Моцарта. Парадоксально, что сам Моцарт при этом звучать не будет. Хекер, как и хореограф спектакля Лийси Пейсингер, ранее работал с выдающимся визионером сцены Робертом Уилсоном.
Впервые на александринской сцене выступит театр из Египта. Режиссер из Каира Ахмед Эль Аттар и его театральная труппа привезут спектакль «Тайная вечеря».
— Название, конечно, вводит в заблуждение. Пьесу Эль Аттар напиcал сам, и это своего рода сатира на современное каирское общество, — объяснил Валерий Фокин. — Не могу сказать, что это великое театральное потрясение. Но это в любом случае интересно — еще и потому, что мы очень мало знаем и, пожалуй, еще меньше понимаем арабский мир. К спектаклю мы тоже подготовили серьезную образовательную программу. В частности, одну из лекций прочтет Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа.
Не обошлось в программа петербургского фестиваля и без московских участников. На Новой сцене Александринки состоится открытие постоянной Резиденции театра «Практика». Это долгосрочный проект, в рамках которого раз в четыре месяца в течение недели на Новой сцене будут показывать спектакли этого столичного коллектива. Для первого захода выбраны четыре постановки: «Конармия» и «Чапаев и пустота» Максима Диденко, BLACK & SIMPSON Казимира Лиске, «Петр и Феврония Муромские» Светланы Земляковой.
Оставить комментарий