Про него говорят, в отличие от многих архитекторов он не мыслит коробками, вписывает объект в уже существующее пространство. В его послужном списке — более ста проектов, среди них — арена на территории ЗИЛ, построенная ЧМ, жилые комплексы и отели в Санкт-Петербурге, промышленные объекты. Теперь концертный зал, акустическую систему для которого создал крупнейший специалист в этой сфере из Японии Ясухиса Тоёта, уже работавший в России, создавший концертные залы в Мариинке и «Зарядье». У него множество проектов по всему миру, и важно было сделать все для того, чтобы он ощущал особенность именно этого своего творения, воспринимал себя его неотъемлемой частью. Чтобы «втянуть» такого крупного специалиста в проект, Андрей Литвинов звонил ему каждую неделю, рассказывать о том, как ведется строительство. Мы разговариваем пока еще в бетонной конструкции, на том месте, где будет оркестровая яма, а пока это просто безжизненная бездна.
— Я не знаю, что буду проектировать завтра, — говорит Андрей Литвинов. — Каждый из них как новое погружение. Объекты культуры – отдельная история. Скоро в Петербурге откроется музейный комплекс. Музей фотоискусства- мой проект.
— Вам интересно создавать именно культурные объекты? Насколько вы свободны в своих полетах и фантазиях?
— Нет архитектора, специализирующемся на чем-то одном.С йчас у меня искренний интерес к культурным объектам и в тоже время мне интересны школы — обычные, в разных регионах. Люблю их проектировать. У меня много идей, которые хочется внедрить. Был период, когда меня интересовали отели, поскольку они многофункциональны, в них всего по чуть-чуть. Интересно все это собирать. Спорт — тоже целая эпоха. Я работал в России и ближнем зарубежье. Две арены мы сделали в Бишкеке и на Иссык-Куле. Если я не проектировал какого-то типа объект и берусь за это впервые, то собираю команду технологов, узких специалистов. Это работа не одного человека. Большой серьезный объект предполагает огромное количество консультантов и экспертов, формирующих идею. И ты как дирижер формируешь все взаимосвязи.
Я формирую некий подход к дизайну и командной работе. Есть дизайн того, что нас окружает. Есть промышленный и ландшафтный дизайн, архитектура как дизайн фасадов, оболочки здания. Есть множество разнообразных подразделений, профессии, формирующие те элементы, из которых ты собираешь окружающую среду. В дизайне представители разных профессий выражают свой внутренний мир.
Каждый творческий человек находится в поиске, выражает свой внутренний мир через собственный образ. Есть еще дизайн коммуникаций, то как люди взаимодействуют между собой. Я — архитектор, но понимаю важность всех остальных направлений дизайна.
— Иногда архитекторам кажется, что они самые главные, а остальные реализуют его замысел.
— У архитекторов бытует такой подход, что главное — это фасад здания, а все остальное должно приспосабливаться, что архитектор выше всех, а остальные дизайнеры что-то там делают и подстраиваются. Нет! Все равнозначны. Архитектор только часть целого. Комфортная среда формируется в балансе разных профессий. Если ты ставишь во главу угла облик здания, то тем самым ущемляешь пространство, в котором находятся люди. Ты формируешь пространство изнутри, расставляешь окна, а потом выходишь на улицу и смотришь, что получилось. Дальше начинается корректировка. Сегодня существует столько инструментов для того, чтобы сделать дизайн любой оболочки, чего не было 100 и 200 лет назад. Тогда просто не было такого разнообразия материалов. Иногда стоит приложить усилия и создать из удобного внутреннего пространства интересную оболочку. А когда позиция архитектора такая — сначала делаю я, а потом все остальные — тогда нет стимула. Это легкий путь. А сложный — вступить в коммуникацию со всеми специалистами, подстроится под них, создать интересное решение. Подход «здание само по себе» уже не работает в архитектуре. Важна среда с большим количеством смыслов, а не существующий сам по себе объект. А это уже урбанистика. Важно понимать, какую инфраструктуру создавать. Если люди уезжают, значит, территория деградирует. Если они приезжают, то территория развивается. На эту тему я могу говорить двое суток.
Оставить комментарий