Одна из главных российских арт-премий «Инновация» представила выставку номинантов 2018 года. Инсталляции и картины разместились в Российской государственной библиотеке (РГБ) — пространстве, никогда прежде не использовавшемся для демонстрации произведений искусства. Инновационный подход к экспонированию, однако, оказался неоднозначным с точки зрения художественного результата.
Осмотр выставки напоминает квест: для того, чтобы обнаружить все работы, зрителю придется обойти почти всё публичное пространство главной библиотеки страны, заглянув в закоулки, исследовав читальные залы и анфиладу вдоль главной лестницы. Кураторы проекта с явным удовольствием обыгрывают контраст между предельно академичным интерьером и совр
Так, например, вдоль окон с видом на Кремль размещены инсталляции Ильи Фёдорова-Федотова «Инстинкт сохранения» (номинант секции «Новая генерация»). На стеллажах из необработанного дерева — загадочные артефакты, будто найденные при раскопках. Нижний ярус стеллажей засыпан землей, и это подчеркивает археологическую тему, хотя в преддверии майских праздников напоминает, скорее, о рассаде и даче.
Рассматривать объекты интересно, но прочитать концептуальный смысл этого взаимодействия с пространством не удается. Строго говоря, его и нет: большинство номинированных работ были созданы не для библиотеки и впервые выставлены в иных — более типичных или как минимум нейтральных — условиях.
Так, например, абстракции Валерия Айзенберга из цикла MIGRATIO (номинация «Лучший художник») экспонировались в Московском музее современного искусства и выглядели там вполне органично. Оказавшись на лестничных пролетах РГБ, они не приобрели ничего нового, однако рассмотреть их поближе стало невозможно в принципе. Да и огромные баннеры Егора Федоричева (Untitled и «Складка на занавесе»), найденные художником на свалке и призванные символизировать «различные культурные слои», вызывают здесь лишь ощущение неловкости — в тесных коридорах они кажутся чем-то вроде следов незаконченного ремонта.
Исключение — проект Сергея Кищенко «Журнал наблюдений», изначально создававшийся для Научной сельскохозяйственной библиотеки Института имени Вавилова и задействующий такие объекты, как ящички с каталожными карточками и тележки для перевозки книг. Работа реконструирует события времен блокады Ленинграда, когда была чудом спасена уникальная коллекция семян.
Одна из составляющих инсталляции Кищенко — как раз банки с зернами. В оригинальной экспозиции они размещались в шкафах, но в РГБ их выставили прямо на столы читального зала. Картина получилась сюрреалистическая — будто мы попали на урок зельеварения в Хогвартс. И это, пожалуй, единственный визуальный образ выставки, вызывающий непосредственную реакцию («Ух ты!») и остающийся в памяти.
Стремясь отметить самое новаторское, смелое, актуальное, «Инновация» на самом деле оказывается наглядным отражением проблем современного искусства. И главная из них — потеря эстетического содержания. Художники и кураторы оперируют не столько образами, сколько абстрактными смыслами и концепциями. Порой это бывает остроумно, метафорично, и тогда производит впечатление. Куда чаще сама идея оказывается красивее художественного результата.
В этом плане экспозиция в РГБ — символична: ей не откажешь в увлекательности и, действительно, инновационности. Однако зрителя поражает, скорее, сам факт такой арт-интервенции в непривычное пространство, нежели то, что мы видим внутри. Хотя, быть может, это тоже метафора?
Оставить комментарий