16 марта власти Москвы запретили массовые мероприятия численностью более 50 человек. Вскоре примеру столицы последовал и Санкт-Петербург. А Министерство культуры на неопределенный срок приостановило работу подведомственных ему заведений. Аналогичные запретительные меры вводят и регионы России. Для многих театров это грозит преждевременным закрытием сезона и невозможностью выполнить госзадание по зрителям и количеству премьер.
В Министерстве культуры пояснили, что госзадание будет корректироваться, но говорить о каких-либо конкретных изменениях преждевременно и коснутся они не всех.
— Минкультуры планирует выработать меры точечно, оценив для каждого учреждения степень влияния на него текущей ситуации. Сейчас идет обсуждение всего комплекса возникающих проблем с целью их оперативного решения, — сообщили в ведомстве.От выполнения госзадания зависит бюджетное финансирование театров, но значительную часть средств они зарабатывают сами, в основном за счет продажи билетов. А здесь — полный провал. Билетный рынок замер еще после мартовских праздников, а после введенных на прошлой неделе ограничений рухнул окончательно.
Член совета директоров Ticketland Виталий Виноградов в разговоре с «Известиями» сравнил нынешнее положение дел в культурно-развлекательной сфере с 1990-ми, когда, чтобы выжить, Московской дирекции театрально-зрелищных касс приходилось продавать алкоголь и сигареты.
— Мы наблюдаем катастрофическое падение спроса на культурно-массовые мероприятия. Раньше в день продавалось около 20 тыс. билетов, сейчас порядка 600. По сути, полное уничтожение рынка. Уверенно пройдут сложный период крупные игроки, имеющие финансовые подушки, остальным операторам будет достаточно тяжело, — отметил эксперт.
По мнению директора Театра имени Вахтангова Кирилла Крока, о восстановлении рынка можно говорить не раньше следующего сезона. Индустрия еще долго будет оправляться от карантина, и даже если допустить, что 10 апреля в Москве снимут все ограничительные меры, наивно предполагать, что уже на следующий день в театрах будут полные залы.
— Дай бог, чтобы заполняемость доходила до 50%, — поделился Кирилл Крок с «Известиями». — Чтобы продать билеты на апрель, нужно заниматься этим еще в конце февраля — начале марта, а мы вынуждены полностью приостановить продажи, так как пока не знаем, не продлят ли ограничения.
Сейчас театральные руководители подсчитывают потери и налаживают возврат средств за отмененные спектакли. Даже если 11 апреля всё заработает снова, убытки коллективов исчисляются миллионами. Так, Театр имени Евгения Вахтангова отменил 109 мероприятий на шести сценических площадках. По предварительным подсчетам, ущерб — около 50 млн. Кроме того, труппа не поехала на гастроли в Китай, Южную Корею, Прибалтику и Белоруссию, а это тоже весомая статья доходов. Убытки РАМТа оцениваются в 34 млн. А Ярославский театр драмы имени Волкова был вынужден вернуть только за билеты около 10 млн рублей.
— Мы сейчас находимся в затруднительном положении. Ярославская область в отличие от Москвы не определила ограничений по дате, а это значит, что мы не можем сформировать афишу на ближайшие месяцы, включая и премьеры, — пояснил в разговоре с «Известиями» директор Волковского театра Айрат Тухватулин.
При этом он отметил, что не только коллектив театра, но и зрители с пониманием отнеслись к форс-мажорной ситуации, а некоторые даже решили не сдавать билеты и оставить их на память.Убытки двух сцен Театра имени Пушкина за возврат билетов составили порядка 27 млн рублей. Отменены гастроли в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, США и Норвегии. Плюс к этому, по словам худрука Евгения Писарева, имеется множество финансовых потерь другого плана. Например, средства, потраченные на рекламные акции, невозвратные авиабилеты, визы, продукты и алкоголь для буфета, создание печатной продукции.Но главное — под ударом оказались сотрудники. Некоторые руководители уже приняли решение отправить в отпуск гардеробщиков и билетеров либо сократить им заработную плату. Актеры на время карантина также будут вынуждены контролировать свои расходы. Их зарплата складывается из гарантированного оклада, надбавок из грантов (в случае если они есть) и премиальных выплат из внебюджетных средств за сыгранные спектакли и репетиции.
— Часть театров сразу тратят практически всё заработанное, вкладывают в новые проекты, — пояснил Кирилл Крок. — Где им сейчас взять деньги на возврат билетов, зарплаты сотрудников, актеров?
Тем не менее большинство руководителей приняли решение до последнего поддерживать сотрудников и попытаться сохранить средний размер зарплат.
— Волковский театр принял решение не отправлять работников на вынужденный простой, ужав все другие расходы до минимума. В таком режиме мы сможем продержаться четыре месяца, — признался Айрат Тухватулин.
Оставить комментарий