В 1991 году в стране Закавии, использующей в качестве государственных символов пятиконечную звезду и красный флаг, создали идеальную машину для убийства — полукиборга-получеловека, который был отправлен на территорию вражеских США, чтобы совершить первое кровавое преступление. В наши дни следы преступника обнаруживаются в одной из африканских стран. Там команда Мстителей — Капитан Америка, Черная вдова, Вижн и Алая ведьма — в рамках операции по окончательной победе добра над злом от души громят половину мегаполиса. Вмешательство Мстителей еще больше запутывает ситуацию, и возмущенное мировое сообщество принуждает супергероев к серьезному самоограничению — отныне они не могут действовать без мандата ООН. Неформальный глава Мстителей — Тони Старк (он же Железный Человек) — принимает правила игры и убеждает остальных смириться с новой реальностью. Однако часть Мстителей во главе с Капитаном Америкой решают наплевать на ограничения и продолжать творить все что хотят в любом уголке земного шара. Конфликт между двумя группировками супергероев оказывается неизбежным.
Удивительный момент — после того, как на экраны вышел блокбастер Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена», в котором хорошее сражалось с лучшим, студия Marvel в содружестве с Disney выпускает фильм о людях в латексных костюмах ровно с той же самой сюжетной коллизией. И там и тут речь идет о необходимости контролировать силу супергероев, которые в погоне за благими целями могут наненароком устроить апокалипсис. И там и тут положительных героев стравливает мелкокалиберный злодей, преследующий идиотские цели. Интересна, впрочем, разница — она показательна. Первое отличие — стилистическое — предсказуемо. Комиксы про Бэтмена принято делать на сложных щах, воссоздавая атмосферу мрачного нуара, тогда как настрой Мстителей более жизнерадостный и легковесный. Хотя «Противостояние» как раз несколько отходит от схемы постмодернистского балагана и начинает задаваться более серьезными вопросами. Но если картина Снайдера, сталкивая двух людей в латексных костюмах, пытается витать в философских высях и рассуждать о вопросах божественной природы, то конфликт Мстителей имеет более приземленную природу.
Неслучайно титульным героем здесь является Капитан Америка — его имя вынесено в название картины (Первый мститель — это именно он), хотя по факту перед нами именно «Мстители-3». «Противостояние» — это фильм о современных фрустрациях Америки, которая осознала свое мировое превосходство, несколько раз использовала его с формально благородными целями, но добилась удручающих результатов. Это первый блокбастер, который делает слепок массового сознания американцев, наблюдающих за тем, как их страна, не желая никого слушать, упорно вмешивается в очередной конфликт, который после этого лишь разгорается с новой силой. И две группировки, на которые распадается команда Мстителей, — это две точки зрения на то, как жить дальше, когда против твоего лома приема нет ни у кого. Сказать, за кем останется победа в этом конфликте, создатели картины совсем уж в лоб отказываются. Однако патриотический настрой тут ожидаемо преобладает — право на применение силы во имя добра преподнесено как результат общественного консенсуса.
Так подробно останавливаться на общественно-политическом месседже приходится не только из-за того, что он интересен сам по себе. Просто все остальное в «Первом мстителе» детального анализа не заслуживает. Сценарий, как и в предыдущих двух частях «Мстителей», зияет дырами, в диалоги лучше не вслушиваться, к нескончаемому изнасилованию громким звуком — приготовиться. Тут есть отлично поставленный экшн — мегаломания Marvel конгениальна недюжинным талантам технических специалистов, работавших над фильмом. И в этом грохочущем мире судьбоносных схваток с применением суперсилы есть даже место человечности. За нее отвечает новый член команды Мстителей — Человек-Паук. Очередной перезапуск кинокомикса про укушенного радиоактивным пауком подростка происходит именно в рамках «Противостояния». Человек-Паук в отличие от двух предыдущих киношных инкарнаций действительно похож на совсем зеленого наивного тинейджера. Этот персонаж, с одной стороны, вполне может считаться главной удачей этой картины, пока остальные дяденьки и тетеньки в латексе, истязая друг друга, решают вопросы мироустройства, он единственный рассматривает происходящее как невероятно увлекательное приключение. С другой стороны, именно за Человека-Паука применительно к вселенной Marvel боязно больше всего. Как пить дать, многочисленными глупыми продолжениями испортят симпатичного персонажа — Железный Человек не даст соврать.
Оставить комментарий