Этот сериал сложно назвать обычным. Конечно, слово «Чернобыль» слышали везде — самая страшная техногенная катастрофа широко известна в мире. Реальной фактуры там хватит на добрый десяток картин — от героического фильма до хоррора. Однако вряд ли можно было ожидать, что на Западе вдруг снимут чрезвычайно дорогую телекартину, где всё действие разворачивается в дотошно восстановленных позднесоветских реалиях (уровень привычной клюквы плещется в районе погрешности), среди героев нет ни одного американца, а иностранцы в роли русских не имитируют дурацкий акцент.
Объяснение простое — «Чернобыль» придумали не в кабинетах продюсеров, где проекты готовят по готовым рецептам успеха. Это дело рук опытного сценариста Крейга Мэйзина, сделавшего себе имя на голливудских комедиях. В свободное от заработка время он годами собирал материалы о чернобыльской аварии — сначала из чистого любопытства, затем из восхищения перед историей героизма простых советских граждан. Мэйзин лично общался со специалистами, прочитал десятки книг, побывал в зоне отчуждения и потом наудачу отнес проект на канал HBO, где как раз искали новый потенциальный хит.
«Чернобыль» густонаселен, но концентрируется на фигуре химика Валерия Легасова (Джаред Харрис), члена правительственной комиссии по ликвидации катастрофы, который одним из первых прибыл на место и провел четыре месяца в районе Припяти. Действие свободно перемещается из тесных припятских квартир к затопленным коридорам станции и даже к Кремлю. В пяти сериях подробно пересказана многомесячная борьба ученых, властей и рядовых ликвидаторов с вышедшей из-под контроля рукотворной стихией — о героях, которые спасли миллионы жизни ценой своей и чьи имена преступно малоизвестны даже на родине.
Это и есть главный ответ на вопрос о внезапном успехе сериала. Во все времена зрители любили истории о простых людях, которым самой судьбой выпало совершить подвиг. Мэйзин с каждым витком меняет жанр, от фильма ужасов переходит к производственной драме, а то и к политическому триллеру — но не жертвует людьми во имя эффектной драматургии. Даже герои, которые ненадолго появляются в кадре (например, инженеры, нырнувшие в затопленные коридоры открыть шлюзы), говорят свои имена — это не особенно нужно для действия, но важно для нашей памяти.
Что особенно должно импонировать русскоязычному зрителю — степень правдоподобия в «Чернобыле» превышает даже большинство отечественных фильмов о той эпохе. Съемки проходили преимущественно в Литве. Там нашли и районы жилой советской застройки (почти неотличимой от Припяти), и Игналинскую АЭС, построенную по тому же плану, что и ее чернобыльская сестра. Вещный мир оформляли выходцы из СССР, одежду и предметы быта закупали по всему Восточному блоку, а все актеры перед съемками прочитали «Чернобыльскую молитву» Светланы Алексиевич, основанную на интервью с участниками событий.
Большое видится на расстоянии
В то же время надо сказать, что сами ликвидаторы отнеслись к проекту без энтузиазма. Из полутора десятков, опрошенных «Известиями», сериал почти никто не смотрел.
Председатель правления союза «Чернобыль» Архангельской области Олег Прохоров отметил, что фильм еще не видел, но по возможности обязательно посмотрит из любопытства. Он заметил, однако, что в современных картинах об исторических событиях такого характера обычно больше выдумки, чем правды.
Буквально сразу после аварии в Чернобыль прибыла съемочная группа, готовившая серию фильмов о советской энергетике. Среди сотрудников студии документального кино был и Олег Воинов. По его мнению, вышедший сериал очень слабый, в нем много искаженных фактов, это «очередная попытка рассказать о русском национальном горе, не зная о нем ничего».
В фильме «только половина правды», но он всё равно дает общее представление о катастрофе века, полагает ветеран Чернобыля, житель подмосковной Балашихи Владимир Буйняков.
— Находиться в те дни в Припяти было очень страшно. Никто из нас не знал всей правды, и мы жили одним днем, — вспоминает он.
Первые четыре серии нашумевшего сериала успел посмотреть председатель координационного совета ветеранов Чернобыля Москвы по Юго-Западному округу Анатолий Алферов, и увиденное вызвало у него двойственные чувства.
— С одной стороны, хорошо, что такой фильм вообще сняли. Он привлек широкое общественное внимание к трагедии, о которой уже начинают забывать. Очень жаль, что этого не сделали в нашей стране. В сериале всё снято близко к фактическим событиям, сюжет выстроен логично, показан героический подвиг пожарных, первыми прибывших на место катастрофы, — сказал он «Известиям». — Но, с другой стороны, такие моменты, например, когда людей ведут на работы под дулом автоматов, совершенно не соответствуют действительности. Все участвовали сознательно, из любви к родине.
Довольно противоречивую оценку проекту дал президент общероссийского союза общественных объединений «Союз «Чернобыль» России» Вячеслав Гришин, указавший на ряд несоответствий, но похваливший актерскую работу. В свою очередь, аутентичность обстановки отметил продюсер Александр Роднянский, в прошлом — режиссер-документалист. Он снимал документальный фильм о Чернобыле и прибыл на место событий уже на пятый день после аварии.
Благожелательно о сериале отозвался и министр культуры Владимир Мединский. По его словам, «Чернобыль» сделан ярко, интересно, а главное — «с любовью и симпатией к простому человеку».
Оставить комментарий