В списке утраченных лент, составленном в Госфильмофонде — картина «Большие крылья». О том, какие события легли в основу сюжета и почему были уничтожены все копии фильма — Станислав Анисимов.
В этом альбоме, принадлежащем оператору Владимиру Рапопорту, — фотографии и газетные вырезки. Это почти все, что осталось от фильма «Большие крылья», вышедшего на экраны в 37-м году.
«Это история летчика, вернее летчика-авиаконструктора, который конструирует самолет, а самолет разбивается. Он впадает в депрессию, собирается покончить собой. Вот он сидит. Играет его Борис Бабочкин», — сказал киновед Петр Багров.
Сегодня киноведы называют роль авиаконструктора Кузнецова одной из самых интересных, после Чапаева, в карьере Бориса Бабочкина. Еще до выхода в прокат лента Михаила Дубсона получила положительные отзывы летчика Михаила Водопьянова и наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. В картине успел сняться незадолго до своего первого ареста Георгий Жженов. Одну из ролей сыграл выпускник Ленинградского техникума сценических искусств Аркадий Райкин.
«Мы видим фотографии, и по фотографиям тоже видно, что персонажи гораздо более вдумчивые. То есть у них выражения лиц не совсем характерны для кинематографа второй половины 30-х годов. И поэтому это не случайно — картина была сделана на «Ленфильме», потому что именно во многих ленинградских картинах можно увидеть вот такой, если можно сказать, интеллектуальный тип актеров», — добавил киновед Артем Сопин.
У историков кино нет сомнений в том, что сюжет фильма «Большие крылья» был основан на реальных событиях. В сценарии отталкивались от истории АНТ-20 «Максим Горький». Этот пассажирский самолет был введен в эксплуатацию в 1934 году. Крылья у него, действительно, большие — с увеличенной площадью — 486 квадратных метров. Он встречал челюскинцев, на нем летал Антуан де Cент-Экзюпери. Разработали самолет-гигант специально для празднования юбилея литературной деятельности Горького.
«Машину делали как агитационную, оборудовали огромным количеством аппаратуры. Для печатания. Т.е. там была своя типография на борту. Была киноустановка. Вплоть до того, что была возможность на облака проецировать всевозможные плакаты», — отметил помощник генерального директора, директор музея ПАО «Туполев» Владимир Ригмант.
18 мая 1935 года в ходе демонстрационного полета в АНТ-20 столкнулся с одним из самолетов сопровождения: истребителем И-5. На втором самолете Р-5 находился кинооператор, снимавший хронику полета. Пленка, на которой остался момент катастрофы, исчезла. На этих кадрах, возможно, запечатлены последние секунды полета «Максима Горького». АНТ-20 упал в московском районе Сокол, на так называемый поселок художников. Чудом никто из его жителей не погиб. Из экипажа самолета и пассажиров не выжил никто. Общее число жертв — 49 человек. Неофициально этот борт стали назвать «Воздушным Титаником».
«Резонанс был колоссальный, это была большая утрата, потому что в то время этот самолет стал символом советской власти, успеха в авиастроении. Самый большой самолет в мире в то время», — подчеркнул историк Сергей Кудряшов.
Лента «Большие крылья» вышла на экраны 25 марта 1937 года, спустя два года после катастрофы. В сценарии АНТ-20 стал самолетом ДП-9. Сценаристы добавили истории психологическую глубину. После премьеры в газете «Правда» выходит разгромная статья о «фальшивом» фильме, искажающем советскую действительность. В 1938 году режиссера Михаила Дубсона арестовали. В 1941 году в ссылку отправили его жену Хильду Еннингс, актрису, исполнившую одну из ролей в «Больших крыльях». Фильм сняли с проката, а все копии уничтожили. Сегодня он внесен в список утраченных лент, который опубликован на сайте Госфильмофонда.
«Один из принципов отбора был — включать только те фильмы, по которым не сохранилось даже части», — уточнил киновед Евгений Марголит.
Но исследователи не теряют надежды на то, что фильм, ставший, как и его создатели, жертвой эпохи, может быть вновь обретен.
Оставить комментарий