Весь нынешний музыкальный год, объявленный Годом Рахманинова по случаю 150-летия композитора — это марафон концертов, оммажей, фестивалей, которые пройдут во всех российских залах. Но эксклюзивным событием года станет новый, учрежденный к юбилею Международный юношеский конкурс пианистов имени С.В. Рахманинова, который впервые пройдет в Великом Новгороде с 21 по 26 марта . Худруком нового конкурса стал Денис Мацуев, глава и «мотор» крупных молодежных музыкальных проектов и международных конкурсов, в том числе — Grand Piano в Москве и Astana Piano Passion в Казахстане, конкурса Рахманинова и фортепианной номинации конкурса Чайковского. В эксклюзивном интервью «РГ» Денис Мацуев рассказал о формате нового юношеского конкурса, о новых центрах «силы» российской фортепианной школы, о феномене пианизма самого Рахманинова.Вы открываете новый международный конкурс, в прошлом году провели первый Международный конкурс Рахманинова для пианистов, композиторов и дирижеров. А летом уже состоится конкурс Чайковского, объявивший недавно сбор заявок. Как в такой сложной обстановке в мире удается делать в России крупные международные проекты?
Денис Мацуев: Конечно, трудности есть, но конкурс Рахманинова, который мы провели прошлым летом, стал одним из главных музыкальных событий года, его трансляции смотрели более 10 миллионов зрителей в 74 странах мира! Мы, кстати, потому провели его на год раньше 150-летия Сергея Васильевича, что надо было как-то развести по времени два больших конкурса — Рахманинова и Чайковского — две наши музыкальные Олимпиады, которые невозможно делать в одно время, сбивать внимание с одного на другое. Я считаю, что это решение было абсолютно правильным. Рахманиновский конкурс произвел колоссальное впечатление в мире своим необычным форматом, своей программой, тем, что не только пианисты, но и дирижеры, и композиторы участвовали в нем.
Учитывая сегодняшние обстоятельства, лауреатам Рахманиновского конкурса удается организовать международное продвижение?
Денис Мацуев: Все стало сложнее, но наши лауреаты имеют приглашения, они на слуху, гастролируют, развиваются, продолжают дальше идти вперед. Все они выступили с лучшими российскими оркестрами и не только с российскими, они ездят за рубеж, великолепно выступают — и Иван Бессонов, и Александр Ключко, и Ева Геворгян, и другие. Знаю, что кое-кто из «рахманиновских» будет пробоваться и на конкурс Чайковского.Но буквально через неделю вы откроете новый конкурс Рахманинова. Чья это идея и как сложилась ситуация, что фактически вы стали «патроном» молодых пианистов, причем не только в России?
Денис Мацуев: Не скрою, что идея конкурса в Великом Новгороде возникла для меня спонтанно. Это было предложение от губернатора Новгородской области Андрея Никитина и от Министерства культуры. Само место символично для юношеского конкурса — в Новгородской губернии прошло детство Сергея Васильевича. К сожалению, самой усадьбы Рахманиновых «Онег» не сохранилось, но в последнее время появились меценаты, которые изъявили желание не только ее восстановить, но и построить там школу, летний кампус, концертный зал. Это потрясающая идея, и место для конкурса — идеальное.
Что касается моих «молодежных» проектов — все они рождены из «Новых имен», созданных в свое время Иветтой Николаевной Вороновой. Это абсолютно уникальное явление в нашей культуре, и я всегда помню, что они значили лично для меня, помню, как в 90-м году Иветта Николаевна приехала в Иркутск, где тогда жила наша семья, и перевернула мою жизнь. Так совпало, что в тот день отбора в «Новые имена» у меня был ответственный футбольный матч во дворе, и я сказал папе: «Не пойду ни в какую филармонию, я капитан команды, к этому финалу мы шли полгода!». Но папа как мудрый человек нашел для меня аргумент: «Денис, может, успеешь и туда, и туда? Ты ведь у нас виртуоз!» В итоге я забил в матче решающий гол — в девятку, с передачей с фланга, а потом, взмыленный, взбежал на сцену Иркутской филармонии и сыграл, как сейчас помню, две прелюдии Рахманинова и свою джазовую импровизацию. Иветта Николаевна тут же подошла ко мне и сказала: «Мы хотим пригласить тебя в Москву!».
А потом я поехал в Москву, поступил в ЦМШ, и началось прекрасное «сумасшествие». За семь лет, остававшиеся до моего конкурса Чайковского, мы объездили с «Новыми именами» 45 стран мира! Мы были у английской королевы, у Папы Римского в Ватикане, выступали на Генассамблее ООН, в ЮНЕСКО, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Сейчас этого невозможно представить себе, чтобы русские дети приехали в штаб-квартиру НАТО, жили в семьях, и чтобы тогдашний генсек НАТО Манфред Вёрнер аплодировал нам стоя! Брюссельские газеты писали тогда, что «русские завоевали НАТО!», а Вёрнер говорил: «Мы не против такого завоевания!». Это я только про свою историю рассказываю, но многие музыканты моего поколения и младше — прошли через уникальную семью «Новых имен». Поэтому все мои проекты — Grand Piano и Astana Piano Passion, и Конкурсы Чайковского и Рахманинова — все это один круг музыкантов, одна музыкальная семья, одна наша большая команда.Вы ведь не только лауреатов, но абсолютно всех участников этих конкурсов поддерживаете, вовлекаете в свои проекты?
Денис Мацуев: Да, только что в Перми на фестивале «Денис Мацуев представляет» со мной и с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром выступал победитель нашего первого конкурса Рахманинова Филипп Селиванов. Он дирижировал Первым и Четвертым концертами и Рапсодией на тему Паганини Рахманинова. Кстати, хочу сказать, что Пермь сегодня подняла высочайшую профессиональную планку. Здесь работает уникальный пул педагогов, которые из года в год готовят нам удивительных ребят. Один из них будет играть на конкурсе в Великом Новгороде — Лев Бакиров, теперь он учится в Гнесинке у Бориса Березовского.
Почему вдруг Пермь оказалась в лидерах, ведь в городе нет даже консерватории?
Денис Мацуев: У них нет пока и спецшколы-десятилетки. Но в этом году отмечается 300-летие Перми, и в городе происходят знаковые события. Когда я сейчас выступал там, мы ездили с губернатором Дмитрием Махониным на стройку школы-десятилетки, которую инициировал в городе Павел Милюков — пермяк, мой друг, замечательный скрипач. В последнее время пермские юные музыканты очень часто получают стипендию «Новых имен». Достаточно назвать лауреата Grand Piano Захара Внутских из маленького поселка Полазна, ярчайшую виолончелистку Марию Слащеву, которая выступала уже с Российским национальным оркестром как солистка, уникального баяниста Всеволода Якубовского, ставшего лауреатом последней «Синей птицы» и стипендиатом «Новых имен». Мы все прошли школу «имен» — от Аркадия Володося до юного Елисея Мысина. И сегодня, если вы видите русское имя моего возраста или младше, то это на 99% выходцы из «Новых имен».
Оставить комментарий