В главной номинации «Лучший фильм» были представлены три картины: многострадальная «Айка» Сергея Дворцевого, которой Минкульт выставил штраф в 7, 5 миллионов, «Дылда» Кантемира Балагова и «Керосин» Юсупа Разыкова. В категории «Лучший режиссер», где сошлись опять же Дворцевой и Балагов, а также Светлана Проскурина с картиной «Воскресенье», победил Кантемир Балагов. «Дылда» принесла награды молодому оператору Ксении Середе и художнику-постановщику картины Сергею Иванову. Художник Борис Бланк, вручая награду своему коллеге, рассуждал о потере запаха среды в кино, о том, как трудно передать натуральность жизни на экране, призвал любить художника вне зависимости от его национальности и партийной принадлежности.
Сергей Иванов в ответ благодарил Кантемира Балагова, восхищался тем, что 28-летний человек так мыслит и снимает такое кино.
В тройку лучших сценаристов вошли Любовь Мульменко с «Верностью», Екатерина Тирдатова с «Воскресеньем» и Юсуп Разыков с «Керосином», который и победил. «Керосин» также отмечен за лучшую музыку — награжден Сергей Старостин, а также за лучшую женскую роль. Кинокритики из пяти претенденток выбрали старейшую ярославскую актрису Елену Сусанину. Лучшие мужские роли, по мнению большинства критиков и киножурналистов, сыграли Алексей Вертков в «Воскресенье» (сыграл мятущегося молодого чиновника) и Алексей Агранович в «Юмористе» дебютанта Михаила Идова. Они набрали равное количество голосов. За роли второго плана отмечены Наталья Тенякова (здесь была мощная конкуренция, а среди номинанток — Вера Алентова в «Воскресенье» и Ксения Кутепова в «Дылде») и Александр Балуев. Оба снялись в фильме «Француз» Андрея Смирнова.
Среди дебютантов лидирует «Мальчик русский» Александра Золотухина — ученика Александра Сокурова, сокурсника Кантемира Балагова по Кабардино-Балкарской мастерской. А их учитель отмечен «За честь и достоинство» — специальной премией имени Мирона Черненко, возглавлявшего Гильдию на протяжении нескольких лет. Сам Сокуров приехать не смог. Он набрал новую мастерскую, и в эти дни идет сессия. На телефонные звонки он с недавних пор не отвечает. В его адрес постоянно поступают угрозы после его смелых выступлений. Документалист Андрей Осипов, вручавший награду, сравнил фильмы Сокурова со шрамами после операции, которые человека спасают. Приз принял ученик режиссера Александр Золотухин, зачитал пессимистическое письмо учителя. В нем он говорил о печали, связанной с тем, что судьба его учеников зависит от того встретят они или нет влиятельного человека, способного поддержать его кино, о том, что его собственные работы не находят отклика в стране, выражал удивление доброте критиков, решивших вручить эту награду.
Голосование проходит в два тура. В первом голосует широкий круг критиков, киноведов и киножурналистов, после чего во втором туре лучших в ходе тайного голосования выбирает Экспертный совет премии. Иная процедура предусмотрена в области неигрового и анимационного кино, где специальные комиссии формируют шорт-листы, на основе которых голосует Экспертный совет «Белого слона». Лучшим анимационным фильмом признан «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита, входивший в шорт-лист нынешнего «Оскара». Лучшим неигровым фильмом стала комедия «Кино эпохи перемен» Алексея Федорченко о крахе Свердловской киностудии в 1990-е (замышлялась как трагедия, но время внесло свои коррективы).
Специальная премия «Событие года» досталась мультимедийному проекту «Свободный полет», посвященному Андрею Тарковскому: автору и куратору Полине Лобачевской, продюсеру и гендиректору Музея AZ Наталье Опалевой.
Приз президента Гильдии киноведов и кинокритиков в лице Кирилла Разлогова, в обсуждении которого участвовал Экспертый совет «Белого слона», присужден двум историкам кино, архивистам, исследователям и реставраторам. Молодой архивист Петр Багров, недавно уехавший на работу в США после вынужденного ухода из Госфильмофонда РФ (по вине его руководства), награжден за восстановление полного варианта фильма «Обломок империи» Фридриха Эрмлера 1929 года (работа проведена на основе копий архивов разных стран). Старший его коллега Николай Изволов стал лауреатом за феноменальную реставрацию первого полнометражного фильма Дзиги Ветрова «Годовщина революции» 1918 года. Дзига Вертов за свою долгую жизнь в кино ничего кроме серебрянной медали на выставке в Париже не получил.
Молодые кинокритики премию «Голос» предпочли отдать «Тиннитусу» Даниила Зинченко, премьера которого состоится на открывшемся в этот же вечер Роттердамском кинофестивале дебютного и авторского кино.
Оставить комментарий