75-й юбилейный Международный Венецианский фестиваль открылся фильмом режиссера Дэмьена Шазелла «Человек на Луне» (First Man). Это американская биографическая драма, основанная на книге Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга», которая, соответственно, рассказывает о первом астронавте, ступившем на поверхность Луны.
Шаг для человечества
Режиссер — обладатель «Оскара» за фильм «Ла -Ла Ленд» — снова пригласил на главную роль Райана Гослинга. А в самой картине сделал акцент не только на высадке американцев на Луну, но и на взаимоотношениях Нила Армстронга с первой женой Дженнет — ее играет Клэр Фой. Премьера фильма в США состоится 12 октября этого года, релиз в России намечен на 22 ноября. В Венеции «Человек на Луне» — не просто фильм открытия, он также входит в конкурсную программу. Представить картину на «Мостру» приехали Райан Гослинг, Клэр Фой, Джейсон Кларк и, конечно же, 33-летний Дэмьен Шазелл, интервью с которым публикует сегодня «РГ».
Каким образом к вам пришла идея фильма?
Дэмьен Шазелл: Я начал работу над «Человеком на Луне» почти сразу же, как окончил работу над фильмом «Одержимость». Стал проводить переговоры с продюсерами. Это были Вик Годфри, Мартин Бауэн и Исаак Клаузнер, представляющие студию Temple Hill, которая приобрела права на книгу Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга».
Я помню, как идея пришла мне в голову, и я словно проигрывал ее внутри себя, как вдруг произошло некое озарение. Я не знал много о Ниле Армстронге, о космическом корабле «Аполлон-11» и, особенно о «Джемини-8». Но когда я начал читать книгу и познакомился с архивными материалами, то буквально открыл для себя новый мир. Я понял, что сделали эти люди на самом деле, осознал хрупкость этих летательных аппаратов, количество неизвестных слагаемых в экспедиции, какой риск взяли на себя эти люди, и как мобилизовалась вся страна. Мне показалось важным осмыслить бремя, которое ложится на человека, что должен был сделать первые шаги на Луне.
Я увлекся этим конкретно. При этом не стремился снимать биографию Нила Армстронга, что называется «от колыбели до могилы», но хотел посмотреть на миссию по покорению Луны через его жизнь. Фильм начинается, когда Армстронг присоединяется к НАСА в 1962 году, и заканчивается, когда он возвращается после полета на Луну. Что я хотел знать, так это то, через что он и его семья прошли за эти семь лет.
Армстронг на самом деле непостижим. Один из самых известных людей в истории, но в то же время — весьма закрытая личность. Когда вы работали над фильмом, открыли для себя что-то новое и неожиданное в этом человеке?
Дэмьен Шазелл: Думаю, что самое увлекательное в Ниле Армстронге — именно то, в какой степени он является загадкой. Ирония судьбы заключается в том, что об одном из самых знаменитых людей в мировой истории так мало известно. Он стал неким полотном, на которое проецировались все надежды человечества. Это было именно то, что позволило ему стать символом. Но попробуйте взглянуть на этот «символ» как на отца, мужа, сына… Совсем не то, что ожидаешь, тем более, что в космической гонке века создан совсем другой образ.
Хотите увидеть отчаянного пилота? Но он был в первую очередь инженером. Он стал летчиком, потому что хотел выяснить, как работают самолеты и летательные аппараты. Он попал в космос оттого, что хотел получить это знание. Он делал смертельные вещи, но воспринимал их как свою работу и способ решения проблем. И так уж сложилось, что те проблемы, которые он решал, стали величайшими в космической истории.
Но есть в нем некое смирение, спокойствие — то, что я нахожу увлекательным. И также думаю, что Райан Гослинг, как актер, продемонстрировал уникальную способность изобразить столь противоречивые качества Армстронга.
Скажите, вы пригласили Райана Гослинга, потому что уже сработались с ним в «Ла-Ла Ленде»? И как вы делали из него Нила Армстронга?
Дэмьен Шазелл: Работа с Райаном — это было впечатляюще: совсем другой опыт, нежели в фильме «Ла- Ла Ленд». И, кстати, еще до тех съемок я сел и отдельно ему представил будущую картину «Человек на Луне». У нас даже не было сценария в то время, поскольку Джош Сингер только начал работать над ним. Но Райан был моим первым и единственным кандидатом на роль Нила Армстронга, и мне трудно представить, что я мог бы сделать фильм без него.
Я рассказал, как вижу Нила и фильм, и Райан был очень заинтригован. Но каким-то образом разговор вдруг принял другой оборот, и мы заговорили о Джине Келли и его работе в «Поющих под дождем», обо всем том, что составило потом «Ла-Ла Ленд». И мы так здорово провели на тех съемках время, что это только еще больше укрепило мое мнение о Райане, как об актере, и о том, что он мог привнести в роль Нила Армстронга. Так что, как только «Ла-Ла Ленд» был закончен, мы получили право работать над «Человеком на Луне». Мы работали над сценарием с Джошем, подбирали других актеров, готовились, и это был захватывающий опыт для нас обоих.
Знакомство с семьей Армстронгов, другими астронавтами, поездки в Хьюстон, на авиабазу Эдвардс, на Мыс Канаверал… Мы впитывали каждую деталь и действительно хотели, чтобы наш фильм был похож на документальный, как если бы все происходило в 1960-е годы. Как будто мы просто захватили то, что происходило в то время, а не чувствовали себя на большой дистанции, в отполированном пространстве. Я очень хотел поставить зрителей на место Нила Армстронга и его жены. И, словно поместить их внутрь этого крошечного пространства для космонавтов в космических кораблях.
Что такого было в Клэр Фой, что дало вам понять: она подходит для роли Дженнет Армстронг?
Дэмьен Шазелл: Я не знал Клэр лично, как Райана, просто видел ее актерскую работу — она была невероятна в «Короне». Но во время первой же встречи с ней почувствовал тот уровень личности и мастерства, который она может продемонстрировать в деле. Мы провели репетиционный период, который, по сути, уложился в две-три недели. Тогда они с Райаном и дети, которые исполняли роль их детей, пробовали пожить «семейной жизнью». В костюмах, что важно. Мы все это снимали — кое-какие сцены даже вошли в фильм. Они просто играли дома, ходили в парк, обедали, тусовались на улице, спорили, мирились. Думаю, что это помогло и детям, которые никогда не снимались в кино прежде и не знали, что значит камера и Клэр с Райаном. Ко времени съемок у них уже был опыт «семейной истории», они существовали, как единое целое.
В фильме проделана огромная работа со спецэффектами. Для вас это был некий иной уровень, и насколько он впечатлил?
Дэмьен Шазелл: Определенно другой уровень. Но я работал с тем же оператором, что и на «Ла-Ла Ленде». Это — Линус Сандгрен, и мы оба были твердо убеждены, что путь, чтобы сделать «Человека на Луне», был на самом деле таков: полагаться как можно меньше на пост-продакшн и визуальные эффекты, и как можно больше на практический опыт и на возможности камеры. Поэтому везде, где это было возможно (а это большая часть фильма), мы использовали именно это.
Это было хорошо и для актеров, которые должны почувствовать себя словно на настоящем космическом корабле и видеть из иллюминаторов именно такой мир. Мы создали гигантские светодиодные экраны, и Натан Краули, наш художник-постановщик, построил полномасштабную копию всего, что только было нужно: экспериментальный ракетоплан North American X-15, космические корабли «Джемини-8», «Аполлон-11».
Актеры были полностью одеты в скафандры, для них был создан 3D симулятор. Мы просто вставляли очень маленькие 16-миллиметровые камеры внутрь и пытались «захватить» то, что они чувствуют. Я лично хотел чувствовать себя полностью привязанным к их точке зрения и видеть в основном то, что и они. Ставил задачи: почувствуйте клаустрофобию, прочувствуйте моменты, когда вы выходите в открытый космос и спускаетесь на Луну; ощутите пространство — простор, но особенно в тот день и в то время, когда все было так хрупко с технической точки зрения.
К счастью, вы подобрали такой актерский ансамбль в фильме, что им под силу все, что угодно.
Дэмьен Шазелл: Актерский состав этого фильма — мечта режиссера. Мне повезло работать с великим кастинг-директором, Франсин Майслер, и мы долго пытались вычислить ту галерею лиц, которые могут провести нас через этот фильм. Мы хотели привлечь людей, которые были бы великими актерами, но при этом не чувствовали бы себя лицедеями, торчащими в документальной реальности. Многие люди, которых вы видите в фильме, являются настоящими диспетчерами полетов, инженерами NASA. Я стремился заполнить фильм «Человек на Луне» как можно большим количеством реальных специалистов своего дела, а работа актеров заключалась в том, чтобы вписаться в эту среду и взять свои реплики. Наш фильм сделан не так, как большинство современных картин именно потому, что мы использовали «метод глубокого погружения».
Оставить комментарий