45-й Московский международный кинофестиваль открылся спустя восемь месяцев после предыдущего. Подготовить за столь краткий срок что-либо серьезное невозможно, и особенно в условиях культурных санкций. Но поскольку былая квалификация утрачена, и ММКФ уже не может гордиться принадлежностью к фестивальной категории «А», то можно и не рваться навстречу мировым стандартам, заурядно провести церемонию открытия.
Ее ведущий Егор Бероев быстро и без ошибок представил все программы и жюри. На сцену поднялся лишь президент жюри основного конкурса Рахуль Равель, прибывший из Мумбая. Он начинал карьеру ассистентом режиссера у Раджа Капура на картинах «Мое имя клоун» и «Бобби», написал позднее о своем учителе книгу, снимал кино, совмещая творческую деятельность с работой киночиновника. Равель медленно и торжественно выплыл на сцену, чтобы получить от Никиты Михалкова бразды правления на период фестиваля и по бумажке зачитал пространную речь.
В состав основного жюри также вошел колумбийский кинорежиссер Сиро Герра. В этой компании у него самый сильный международный бэкграунд. Его картина «Объятия змеи» получила главный приз в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля. В 2019-м Герра участвовал в конкурсе Венецианского киносмотра с фильмом «В ожидании варваров», где снимались Джонни Депп и Роберт Паттинсон. В 2017-м он приезжал на Якутский международный кинофестиваль, и сделанная там фотография теперь сопровождает всю печатную и визуальную продукцию ММКФ.
Михалков вручил спецприз «Верю. Константин Станиславский» за покорение вершин актерского мастерства Ирине Купченко. Она в ответном слове вознесла своего дарителя до небес, сказав, что масштаб его личности в полной мере оценят потомки, и рассказала о встречах с выдающимися людьми на протяжении своей карьеры. Михалков дважды выкрикнул: «Купченко – Страдивари!» Смысл его речи сводился к тому, что скрипки все похожи друг на друга, у них одинаковое количество струн, но есть Страдивари, и это Купченко.
Публика в зале сидела с мрачными лицами. Михалков пытался вывести ее из состояния «сидящих под дулом пистолета», призывал радоваться тому, что не побоялись и приехали к нам гости и участники из 35 стран. В основном конкурсе представлены фильмы из Сербии, Румынии, Китая, Аргентины, Болгарии, Боливии, Японии, Мексики, а также российские картины «Первая любовь» Светланы Проскуриной и «14+. Продолжение» Андрея Зайцева.
Без перерыва представили в день открытия фильм «Снегирь» Бориса Хлебникова. На сцену поднялся только продюсер Сергей Сельянов. «Этот фильм про нас, про вас, а вообще он про рыбаков», – вот и все представление. Показ начался, публика спешно покидала зал, но это давняя традиция ММКФ: не смотреть кино в день открытия.
«Снегирь» создавался больше трех лет. Впервые Борис Хлебников снимал кино с постановочным размахом, но это как обман, уводящий от сути. В основе картины – роман Георгия Владимова «Три минуты молчания», написанный в 1969 году, издававшийся с купюрами и относительно недавно появившийся в своем оригинальном варианте. Он основан на личном опыте писателя, работавшего матросом на северном рыболовецком судне. Сценаристы Наталия Мещанинова и Борис Хлебников перенесли действие в наши дни, а это совсем другие реалии по сравнению с теми, которые описал автор романа. Акценты сместились, и главными героями стали практически «второстепенные люди» – два молодых парня, Никита и Максим, оказавшиеся на рыболовецком судне «Снегирь». Их роли сыграли сын режиссера Макар Хлебников и Олег Савостюк, снимавшийся у Наталии Мещаниновой в «Одном маленьком ночном секрете». Членов экипажа сыграли Александр Робак, Сергей Наседкин, Тимофей Трибунцев, ушедший из жизни Евгений Сытый… Многие актеры постоянно работают с Хлебниковым, но чувство правды некоторым из них изменило, они много играют, что противоречит тому, что культивирует Борис в своем кино.
Начинается «Снегирь» как драма поколений, где взрослые дядьки проявляют абсолютную глухоту по отношению к молодым, затем все перерастает в фильм-катастрофу, почти «Титаник» на русский лад. Сложные сцены кораблекрушения снимались в специально выстроенном бассейне. Но в итоге получилась жутковатая история о вечном русском разгильдяйстве, пьянстве, безответственности. «Старики» довели ситуацию до предела, загубили жизни молодых, чуть-чуть протрезвели, испугались того, что натворили, и давай дальше пить-гулять, жить по заведенному сценарию…
Во второй раз проводится на ММКФ национальный конкурс «Российские премьеры», жюри которого возглавил Алексей Учитель. Одной из первых показали в его программе «Аду» ученика Владимира Меньшова Станислава Светлова, умилившую старшее поколение. Фильм рассказывает о сказочно красивой и умилительной жизни в российской провинции, где живут 12-летняя Ада и ее мама. Небольшой городок в средней полосе России нашли на берегу Оки в Нижегородской области. В Горбатове местные жители до сих вспоминают, как снимались у Михалкова, жгли черепки от лопат у Федорченко в «Овсянках»… Юная актриса Мария Кожуханцева сыграла дитя природы. Ее героиня целует бакены, испытывает чувство первой любви, и все это – как из жизни мотыльков.
Режиссер-дебютант родился в Рыбинске. Сценаристы Евгений Баранов и Денис Осокин тоже не из столиц, ценят поэтику речки, тихую жизнь вдали от шума большого города. В картине снимались жители Горбатова, местные школьники. Каждый старался внести свою лепту в общее дело, рождалось почти народное кино. В результате получилась некая абстрактная идиллия про российские красоты и глубинную жизнь духа вне социума. Картину вскоре покажут на Международном детском кинофестивале в Пекине.
Оставить комментарий