Российская лауреатка получила образование во ВГИКе и Московской школе нового кино. У нее яркие работы в российско-азербайджанской «Дочери рыбака», «Маше», «Большой поэзии» и пока неизвестной российской публике картине «Капитан Волконогов бежал».
В голосовании участвовало более 4200 киноакадемиков, которых решено было в Берлин не созывать из-за тяжелой эпидемиологической ситуации. Все проходило онлайн. Поначалу хотели пригласить номинантов, но в последний момент отказались и от этого. С лауреатами общались удаленно в берлинской студии, как и год назад. Все трудности момента взвалила на себя польский кинорежиссер Агнешка Холланд, живущая в Праге и недавно сменившая на президентском посту Киноакадемии Вима Вендерса.
По традиции последних лет обойма главных наград ушла в одни руки. «Куда ты идешь, Аида?» боснийского режиссера, а говоря современным языком, режиссерки и обладательницы «Золотого медведя» Берлинале Ясмилы Жбанич отмечена наградами за лучший фильм и за лучшую режиссуру. Не за одну лишь актуальность темы, как могут подумать непосвященные, Жбанич получила признание, а за талант и умение услышать одинокий голос человека в самые драматические моменты мировой истории. Ее героиня, которую сыграла сербская актриса Ясна Джурич, — бывшая учительница, ставшая переводчицей ООН в годы войны на Балканах. Она пытается спасти мужа и сыновей. Ясна Джурич награждена Евроакадемией за лучшую женскую роль. А любители кино ее запомнили еще по «Дневнику машиниста», участвовавшего в 2016 году в конкурсе ММКФ.
На звание лучшего актера претендовал Юра Борисов в финско-российской ленте «Купе номер 6». Конкуренция у него была сумасшедшая. Юра оказался среди таких выдающихся номинантов, как французский актер Венсан Линдон в фантасмагорической роли полицейского в «Титане», Тахар Рахим в британо-американском «Мавританце», немецкий актер Франц Роговски в «Великой свободе» и получивший в итоге за роль страдающего деменцией пожилого человека награду Евроакадемии Энтони Хопкинс в «Отце». «Оскара» за нее он уже имеет. «Отец» Флориана Зеллера отмечен также за лучший сценарий, написанный режиссером совместно с Кристофером Хэмптоном, и у них тоже есть «Оскар» за адаптированный сценарий.
В документальной номинации заявлялся монтажный «Бабий Яр. Контекст» живущего в Берлине Сергея Лозницы, а в анимационной секции — «Где Анна Франк» израильского режиссера Ари Фолмана, которую продюсировал Александр Роднянский. Но победу сразу в двух номинациях как лучший документальный и анимационный фильм одержало «Бегство» датчанина Йонаса Поэра Расмуссена, созданное на стыке неигрового и анимационного кино. К двум наградам прибавился еще и приз Европейского киноуниверситета. Йонас Поэр Расмуссен начинал кинокарьеру как документалист, снимал игровые короткометражки. Полуторачасовое «Бегство» создавалось в копродукции Дании Франции, Швеции, Норвегии. Главный герой, а это анимационный персонаж, родился в Афганистане. Подростком ему пришлось покинуть страну, фактически потерять семью, своих родителей и переехать в СССР, откуда уже с риском для жизни бежать в Европу. Это было еще и бегство от самого себя, своего прошлого, связанного с войной в Афганистане. Многие годы ему пришлось просто молчать, никому и ничего не рассказывать о себе, чтобы выжить. В «Бегстве» использована богатая кинохроника, снятая в Советском Союзе, в том числе в годы перестройки. Многих поражают кадры открытия 31 января 1990 года в Москве первого российского «Макдоналдса», когда толпы людей стояли на Пушкинской площади и жаждали вкусить «американскую мечту».
Оставить комментарий