Подлинным стартом континентального конкурса песни стало даже не начало состязательного «забега» во вторник или дефиле участников (на сей раз из 37 стран) по традиционной Бирюзовой дорожке, а приезд на арену за несколько дней до собственной коронации новоиспеченного монарха Карла Третьего с королевой-консорткой Камиллой. Подобного королевского во всех смыслах открытия и размаха «Евровидение», пожалуй, не знало со дня своего основания 67 лет назад.
Монаршая чета не просто осенила благословенным визитом место песенного ристалища, а собственноручно нажала на красную кнопку. С учетом неспокойных реалий современного мира аттракцион, конечно, выглядел несколько зловеще (хотя не исключено, что славящиеся страстью к иронии и шуткам англичане как раз и юморили по-черному вполне осознанно), но, к счастью, кнопка оказалась безобидной и символизировала собой всего лишь запуск сцены «Евровидения».
Его величество, правда, волновались, долго целились пальчиком и все равно промахнулись мимо кнопки размером со спелый арбуз, но Камилла, как всегда за многие десятилетия любви и дружбы с суженым, взяла все в свои руки и спасла ситуацию — просто шлепнула плашмя ладошкой, даже не целясь, и сцена под звуки торжественного техно-попа засверкала-заискрилась так, как не искрилась и не сверкала ни одна площадка «Евровидения» доселе. Технологическое и дизайнерское роскошество подтверждали не только известное и утонченное английское чувство стиля, но и статус Туманного Альбиона как одного из главных мировых центров технологий, современной музыки и шоу-бизнеса.
Ну и все-таки сам Ливерпуль еще и малая родина великих Beatles. Уж никак нельзя было ударить в грязь лицом. Аккурат напротив арены с «Евровидением» находится и начальная остановка знаменитой автобусной экскурсии Magiсal Mystery Tour — по мемориальным местам ливерпульской четверки, хотя в этом тоже видится некоторая английская ирония. Клише «конкурса для домохозяек», несмотря на все старания «Евровидения» осовремениться, еще никуда не испарилось и особенно в Британии настырно культивируется, причем не только высоколобой критикой. Даже коренной ливерпульский таксист из Бангладеш, например, услышав про «Евровидение», непременно поморщится и ляпнет с изящным говорком, что этот shit он не смотрит, а смотрит только футбол.
Посему можно только догадываться, вертятся ли в гробах Джон Леннон или Джордж Харрисон, когда автобусы Magical Mystery Tour отъезжают от главного входа на «Евровидение». Но еще живущие высокопочтенные битлы Пол Маккартни и Ринго Старр никак пока не отшутились по поводу домохозяечно-европесенного разгула, учиненного на их малой родине. Впрочем, они и сами-то всегда были близки к глубинному народу, так что, скорее всего, будут совсем не против. И, кстати, замечено той же самой высоколобой местной статистикой, что, несмотря на все shit и fuck, как только позывные европесни звучат в эфире, улицы многих, особенно периферийных английских городков, селений и деревень вмиг пустеют. Все сидят по домам с включенными телевизорами (или ноутбуками — тренды все-таки!), но с плотно занавешенными окнами, чтобы, не дай бог, кто-то из соседей не застукал за столь срамным занятием, как просмотр «Евровидения».
Впрочем, одно обстоятельство смещает привычные акценты — вообще-то это не британское, а украинское «Евровидение», которое страна и город «приютили» после прошлогодней победы Украины с песней Stefania в исполнении этно-рэп-группы Kalush Orchestra. Европейским вещательным союзом (EBU) было принято решение о переносе конкурса в Ливерпуль. Тем более что второе место в прошлом году (и впервые не последнее за долгие годы!) завоевала Великобритания с харизматичным Сэмом Райдером и песней Space Man. Британии при этом не впервой принимать у себя «чужие» конкурсы, когда страны по тем или иным причинам не могли или отказывались проводить у себя «победные» «Евровидения»: в 1960 г. вместо Нидерландов, в 1963 г. вместо Франции, в 1972 г. вместо Монако, в 1974 г. вместо Люксембурга. И Люксембург, кстати, в отчаянии потом кусал локти, поскольку именно в Брайтоне в 1974-м случился исторический триумф шведской группы АВВА с песней Waterloo. Однако в новейшие времена подобный прецедент выглядит событием достаточно неординарным.
Не исключено, кстати, что в этом году тоже случится исторический триумф — вторая победа и тоже шведской певицы Лорин. В истории «Евровидения» дважды побеждал только один исполнитель — Джонни Логан из Ирландии (в 1980 и 1987 гг.). Попытки других поп-героев повторно вкусить сладкий плод победы заканчивались либо оглушительным провалом, как у Даны Интернешнл в 2011 г., либо вялым пшиком, как у Александра Рыбака в 2018 г. Многие любители конкурса и еврофанаты оживились и даже специально примчались в Ливерпуль только после того, когда стало известно о возвращении Лорин на конкурс. Ее песня и номер Euphoria в 2012 г. стали не только победными, но и вошли в золотой фонд «Евровидения». Певица обрела почетное место в пантеоне «икон» конкурса и обзавелась внушительной интернациональной фан-базой. Ее пребывание в Ливерпуле неизменно сопровождается неврастеническим ажиотажем поклонников, а прогнозы на победу изо дня в день только растут. После первого полуфинала они достигли рекордных 45%. Сама Лорин не спешит праздновать триумф, благоразумно кокетничает:
— Я не думала, что вернусь. Такое не планируют, — уверяла певица журналистов в Ливерпуле. — Но я услышала песню (Tatoo), а потом меня спросили: может, Melodifestivalen (национальный отбор в Швеции. — А.Г.)? И (сперва) я ответила НЕТ! Потом было… «может быть». А потом я поплыла по течению… Я чувствую, что должна творить и что это важно…
«Для этого и рву задницу», — уже совсем расшутившись, завершила Лорин описание своих творческих еврометаний. Куда, однако, прибьет течением ее надорванную пятую точку, еще вопрос: и учитывая не самый удачный опыт прошлых победителей-второгодников, и то, что песня Tatoo, хоть и хороша, добротна и весьма профессионально подана, отдает все-таки легким душком осетрины не первой свежести. Ничего нового Лорин в этот раз собой на конкурс не привнесла, в отличие от «Эйфории» в 2012 г. Мудро оставляя слегка приоткрытой дверь для возможного отступления, хитрая шведская берберка оговаривается: «Все эти размышления только разрушают творчество. Я блокирую мысли о выигрыше или о чем-то подобном. Это дезориентирует».
Тем более что в этом году на пятки Лорин (согласно прогнозам и пречартам) наступает финский поп-перформер-авангардист Käärijä с провокационно-сатирическо-юмористическим номером Cha Cha Cha в миксе авторского рэпа, жесткого финского хэви и эстетики развеселого «кабаре для взрослых». Парень при этом источает океан уверенности. «Каково это, выйти в финал с песней полностью на финском?» — спросили артиста на пресс-конференции. «Дома многие не верили, что это возможно. Я хочу показать, что можно даже выиграть с песней на родном языке, поэтому я здесь», — ответил Ере Пёухёнен, чей шутливый сценический псевдоним переводится как «Фантик» и который ходит в Ливерпуле в совершенно очевидном статусе не только фаворита, но и всеобщего любимца. Суровый финский юмор оценен носителями юмора утонченного английского весьма высоко, а ярко расписанная финская сауна-трейлер с портретом исполнителя, припаркованная у арены, стала здесь форменной конкурсной достопримечательностью.
Для тех из читателей, кто не имеет возможности смотреть по былой традиции телетрансляцию конкурса, поскольку Россия из «Евровидения» вышла в прошлом году, а в Интернет заглянуть лень, «МК» публиковал обзор номеров и песен ключевых исполнителей нынешнего конкурса в «Звуковой дорожке» еще 19 апреля.
Не только финн и шведка, а практически все топы и фавориты нынешнего года собрались как раз на первом полуфинале в минувший вторник, за исключением разве что француженки La Zarra, которая на правах представительницы страны из т.н. «Большой пятерки» (стран — основательниц конкурса) выступит лишь на гранд-финале, минуя сито полуфинальных туров. Выход в финал был предсказуем и для Алессандры из Норвегии (песня Queen of Kings), и для Ноа Кирель из Израиля (Unicorn). В финал вышли также; Швейцария (Ремо Форрер), Хорватия (Let 3), Сербия (Luke Black), Чехия (Vesna). Номера большинства артистов были не только музыкально и постановочно выразительны, их объединял поданный хоть и по-разному, где-то с юмором, где-то всерьез, но единый посыл к «миру, дружбе, жвачке и солидарности», благодарно принятый публикой, собравшейся в зале не из космоса, а с багажом тревожных мировых новостей. Mimicat из Португалии с номером Ai Сoração в стиле портового кабаре-бурлеска может стать на финальном вираже той самой «темной лошадкой», на которую мало кто ставит в начале конкурса, а Паша Парфений из Молдовы на пару с Лорин оказался выходцем с того самого «Евровидения-2012». Артисты встретились вновь не просто на конкурсе, а в одном полуфинале, и оба вышли в финал. Они приветствовали друг друга уже как родные, обменивались доброжелательными шутками, взаимными поздравлениями и пожеланиями удачи.
Оставить комментарий