Международный фестиваль-школа «Территория» проходит в Москве в пятнадцатый раз. Организаторы сделали все возможное, чтобы в условиях пандемии фестиваль не ушел в online и, наоборот, даже освоил новые театральные форматы. Визитной карточкой фестиваля остается и наложение жанров: танцевального перформанса и выставки, оперы и интерактивного спектакля, других разных практик между собой.С самого начала фестиваля энергичность премьер была такова, что об отсутствии в этом году иностранных гастролеров никто не вспомнил. Свою роль сыграла четкая логистика и искусство быстрого реагирования, которыми в совершенстве владеют директора фестивальной команды Екатерина Якимова и Роман Должанский.
Во-первых, произошла удачная коллаборация с Международным фестивалем документального театра имени Дмитрия Брусникина (Brusfest), и совместными усилиями фестивалям удалось выпустить в полтора раза больше премьер уже в октябре, хотя многие мероприятия Brusfest запланированы на ноябрь, и они еще станут информационными поводами.
Во-вторых, «Территория» стянула в Москву свои региональные проекты, например, показала кукольную космооперу «Дидона и Эней» театра «Трикстер», сыгранную в прошлом году в DKRT в Нижнем Новгороде. Также в афишу отлично вписались «Бегущие» Челябинского театра современного танца в постановке Ольги Поны 2019 года и «Приключения сапожника Петра» театра «Провинциальные танцы» от Татьяны Багановой. Важной частью фестиваля по традиции стала кинопрограмма — ее курировал Вадим Рутковский.
На открытии был представлен концерт-марафон первых лауреатов программы «Русская музыка 2.0», стартовавшей в начале 2020 года по инициативе известного мецената Дмитрия Аксенова. Восьми российским композиторам (Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Алексей Сысоев, Борис Филановский и Александр Хубеев) заказали новые сочинения продолжительностью от 10 до 20 минут. Исполнение новых партитур в формате обычного концерта стало бы раритетным событием для узкого круга профессионалов, но устроители фестиваля придумали формулу интереснее. Восемь музыкальных пьес объединил в метапартитуру режиссер Дмитрий Волкострелов, который накануне весеннего ковид-кризиса был назначен худруком Центра имени Мейерхольда, и спектакль-концерт «Русская музыка 2.0» стал его первой работой на этом посту. Опусы исполнялись двумя командами музыкантов — ансамблем «Questa musica» под руководством Филиппа Чижевского и Московским ансамблем современной музыки. Волкострелов распределил сочинения по трем актам, в начале первого и в конце последнего поместив работы, похожие на готовые короткие спектакли — «Не выходи из комнаты» Хубеева и «Не свисти, Маша» Сысоева. Едва ли композиторы хотели сделать отсылку к Бродскому, чье стихотворение про «изоляцию» весной 2020 выучили даже далекие от поэзии люди, или к Чехову, скорее они тестировали новые языки: сурдопереводчик-актер жонглировал музыкальными фразами, а погруженные в пространство 3D слепые три сестры-граи в огромных очках как оглашенные строчили свои послания на «андервудах».
Оба сочинения исполнялись с невероятной экспрессией и накалом, а в отдельных центральных опусах звук неспешно чередовался с тишиной, что погружало зрителей в ученую меланхолию. Иногда хотелось посмотреть в ноты, которые предусмотрительно транслировались на экране, но в планы режиссера сверка зрителями увиденного и услышанного не входила — он сделал изображения нерезкими. Верится, что у новых сочинений будет хорошая судьба, то есть они будут исполняться в концертах, или, может, разрастутся по форме для нового проекта, во всяком случае, в едином спектакле они прозвучали убедительно.
В тот же вечер в Боярских палатах состоялась совместная с Brusfest премьера иммерсивного саунд-спектакля «Университет птиц». Его создали художники из «Театра взаимных действий» Ксения Перетрухина, Шифра Каждан и Леша Лобанов в содружестве с композиторами Алексеем Сюмаком, Алексеем Наджаровым, певицей Ольгой Власовой и пианисткой Натальей Соколовской.
В продолжение разговора о новых форматах, которые рождаются на «Территории», стоит отметить, что придуманное авторами название не полностью определяет жанр «Университета птиц». По духу это классическая продукция биеннале современного искусства, и тема выбрана удачно — как раз на прошлогоднем смотре в Стамбуле поднималась тема антропоцена и экологического сознания. Но российские перформеры сделали значительно больше, чем позволено их коллегам на разных биеннале. Внутри их спектакля поместилось многое — и посещение выставки в галерее картин с подробными житийными клеммами исчезнувших видов птиц-мучеников, и неуютная прогулка по катакомбам с алтарем птичьей богини, и открытый урок в школе, где настоящие консерваторские учителя учат птичьему языку, презентация мировой премьеры «Воробьиной оперы» об истреблении воробьев Китае и другое, ради чего стоит бежать на данный проект, когда его повторят в ноябре уже в рамках Brusfest. А программа «Территории» продлится до 3 ноября.
Оставить комментарий