Это не первый лев в копилке режиссера. У него уже есть два Серебряных льва» за картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014) и «Рай» (2016). Первую же награду Венецианского фестиваля он получил в 2002 году за фильм «Дом дураков», тогда это был гран-при.
В этом году в конкурсе Венецианского фестиваля участвовали 18 картин. Обладателем «Золотого льва Святого Марка» стал фильм «Земля кочевников» Хлои Чжао. Лично приехать на церемонию награждения ни режиссер, ни исполнительница главной роли Фрэнсис Макдорманд так и не смогли. Зато они вышли в онлайн-эфир из фургона, в котором главная героиня фильма колесила по Америке.
Творчество серьезного художника всегда много глубже любых других его публичных высказываний. Потому что в творчестве, кроме исходных тезисов, часто помимо воли автора, отражается то, что в подкорке. Нечто вербально неформулируемое. То, что составляет его «люблю» и «ненавижу», его интуитивные прозрения, ощущение исторических закономерностей.В этом смысле новый фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи», показанный в главном конкурсе 77-го Венецианского кинофестиваля, при всем драматизме его коллизий, при его открытой, непривычной для позднего Кончаловского экспрессивности, прежде всего адресуется к интеллекту зрителя, его способности считывать внутренние течения кинематографических образов, ощущать их заводи и гольфстримы. Отразившийся в фильме скол советской истории 1960-х — настолько очевидная проекция в сходные коллизии любых времен, включая наши, что фильм кажется пророческим.
Сюжетно картина воспроизводит трагические, тщательно засекреченные события 1962 года в Новочеркасске, когда после того, как цены на продукты подскочили сразу на треть, а зарплаты урезали, в городе начались ропот и брожение. Закончилось все тем, что снайперы КГБ при поддержке армейских расстреляли демонстрацию доведенных до отчаяния рабочих местного электровозостроительного завода. В фильме все это рассказано так последовательно и детально, что, иногда кажется, в основу сценария легла соответствующая статья в Википедии. С упоминанием о том, что на заводе полно бывших заключенных, то есть, в понимании парторганов, — бандитов. С приездом в мятежный город высоких чинов под водительством членов Политбюро Козлова и Микояна — портретное сходство соблюдено. Подчеркнуто рутинные эпизоды в магазине, где прилавки осаждают бушующие толпы, а в подсобке щедро отоваривается партактив. Полные экспрессии сцены с бастующими рабочими, запершимся в каком-то бункере начальством, картины волнующихся народных масс и методичного отстрела людей с крыш даны без натурализма, но безжалостно, в упор.
Не последнюю роль в выборе темы фильма сыграла супруга режиссера, актриса Юлия Высоцкая, родом из Новочеркасска.Вот фон для главной фабульной линии. А сюжетно это история партийной дамы, отвечающей в горкоме за идеологию, прирожденной активистки, еще не успевающей подумать, но уже готовой тянуть руку и бежать к трибуне. По типу и темпераменту похожей на Елизавету Уварову в фильме Глеба Панфилова «Прошу слова». Она горяча, резка и предельно искренна. И совершенно бескомпромиссна — даже спит с товарищем по парткому. Но в городе назревает голод, за съестным свалки, настроения близки к панике, и уже идут рабочие волнения, трудяги грозят забастовкой, руководство градообразующего предприятия в осаде, в город стягивают войска и сам Хрущев заинтересовался невиданной смутой в казацком городе. И когда в грохоте уличных войн с народом пропадает родная дочь, героиня испытывает тектонический душевный слом: рушится вся ее вера, все, на чем так крепко стояла ее жизнь
Оставить комментарий