Режиссер Григорий Добрыгин представил драму «На близком расстоянии» в основном конкурсе «Кинотавра» в начале осени, в широкий прокат фильм выходит 2 декабря. Действие картины разворачивается в разгар пандемии. По сюжету известная актриса находит у порога квартиры курьера из Средней Азии. На время болезни молодого человека она позволяет ему остаться в своем доме. Роли в проекте исполнили Ксения Раппопорт и непрофессиональный актер Нурбол Уулу Кайратбек, которого режиссер нашел в настоящей курьерской службе. В интервью ТАСС Григорий Добрыгин рассказал о том, зачем устроился работать курьером перед съемками, почему команде потребовалось терпение при работе с ним, и объяснил, что общего между фильмом «На близком расстоянии» и оскароносными «Паразитами».
— На экране мы видим то, в чем мы живем уже второй год — изоляция, дистанция, защитные костюмы, маски. Почему вы захотели поместить зрителя в этот актуальный контекст?
— У меня не было желания создавать какой-то специальный контекст. Так случилось, что идея фильма пришла мне в голову во время пандемии, из контекста в котором мы оказались и выросла история. Пандемия — это лишь рамка истории, в которой находятся герои. В фильме я исследую другие вещи.
— Главная героиня — известная актриса, которая будто бы становится отражением настоящей Ксении Раппопорт, исполнитель роли курьера, которого она оставляет в своей квартире, актер Нурбол Уулу Кайратбек, тоже в реальной жизни работает курьером. Как появилась идея соединить этих двух людей в одной истории?
— У меня давно была идея снять камерное кино с двумя персонажами. Идея трансформировалась в «пандемический» сюжет, когда случился первый локдаун. Два героя разного возраста, разных профессий и образа жизни, у которых ноль общих привычек, интересов, столкнулись в замкнутом пространстве питерской квартиры.
— Мне показалось, что Нурбол очень органично выглядит на экране, несмотря на то, что актерского опыта у него не было. Где вы его нашли?
— Чтобы попытаться понять среду, в которой живет герой моего фильма, я пошел работать курьером. Это было скорее наблюдение, опыт, который дал возможность рассказать и показать все чуть точнее. У курьерских служб есть свои чаты, куда меня добавили спустя некоторое время. Я даже не думал, что у меня в руках окажется такая большая кастинг-база, где я и нашел Нурбола, просто по фотографии.
— Вы его каким-то образом направляли или просто позволили существовать в этой истории?
— Я предложил Нурболу способ существования в этом пространстве и иногда направлял его. Я убежден, что для работы в кино, которое нравится мне смотреть и снимать, актерское образование не нужно и даже иногда противопоказано. Нурбол отлично справился. Он чуткий и внимательный человек. При желании он мог бы продолжать заниматься актерской деятельностью. Нурбол не робел перед камерой, потому что ему было все равно, он не знал, кто такая Ксения. На площадке у него не было авторитетов, и это отсутствие авторитетов среди коллег и партнеров позволяло ему чувствовать себя спокойно и свободно. Полагаю, для Ксении это тоже был любопытный опыт: постоянно находиться в кадре с непрофессиональным артистом. Актеры, известные или не очень, при встрече на площадке все равно превращаются в красивых птиц, которые демонстрируют свои перья. Здесь этого делать не приходилось. Нурбол ничего не играл и Ксении в свою очередь пришлось от этого отказаться.
— На премьерном показе на «Кинотавре» вы поблагодарили артистов за терпение и терпения же пожелали зрителям. Вы настолько дотошный режиссер?
— Я делаю много дублей, добиваясь того, чтобы из движений актеров уходила игра. Мне важно, чтобы все движениями оставались простыми и естественными. Наполненные движения, как учат в театральных школах, моим фильмам не подходят.
— Ближе к финалу у меня возникла какая-то стойкая ассоциация с «Паразитами» Пон Чжун Хо, потом со мной согласились некоторые коллеги. Вы об этом думали?
— Да, конечно, думал. Даже могу сказать, что фильм «На близком расстоянии» создавался и существует в диалоге с «Паразитами».
— Фильм называется «На близком расстоянии», но героиня при этом очень замкнута в себе. Вам важно было передать какую-то всеобщую изолированность друг от друга, которую пандемия, кажется, только обострила, или наоборот показать, что люди ближе, чем кажется?
— Фильм продолжает жить со мной и дискутировать. Думаю, скорее это кино про одиночество, которое мы оберегаем как сокровище. Нам в нем плохо, но — парадоксально — очень комфортно. В этом одиночестве мы теряем связь с самыми близкими людьми, мы холодны по отношению к ним… Мы напряжены и встревожены, на нас постоянно обрушивается поток информации, от которого хочется закрыться в себе.
— Как мы оказались в этой точке? Виной этому явно не пандемия.
— Конечно, нет, пандемия просто подсветила этот процесс. Проблема коммуникации была и есть, но она стала чуть более очевидной. Несколько месяцев изоляции показали, как трудно людям находиться не только с самыми близкими, но и с самими собой.
Оставить комментарий