В столице Финляндии после реконструкции открылся Художественный музей Хельсинки (Helsinki Art Museum, HAM). К этому торжественному событию музей приготовил большую выставку Ай Вэйвэя, для которой самый знаменитый китайский художник и диссидент сделал две новые работы. Из Хельсинки — АННА ТОЛСТОВА. Художественный музей Хельсинки помещается во Дворце тенниса — превосходном образце финского функционализма, выстроенном в конце 1930-х по проекту Хельге Лундстрема, когда Финляндия боролась за право проводить XII Олимпийские игры, отмененные ввиду Второй мировой. В 1990-е Дворец тенниса решили превратить в культурный центр: здесь открылись модный кинотеатр, рестораны, кафе, дизайнерские лавочки, а верхние этажи, накрытые парусом гигантского цилиндрического свода, поделили Художественный музей Хельсинки и Музей культур. Теперь, после реконструкции, все верхнее пространство отдано городскому Художественному музею, а Музей культур перебирается под крышу Национального музея — видимо, как только планы финского Гуггенхайма стали приобретать реальные очертания, Хельсинки охватила музейная лихорадка: все переезжают, реконструируются и расширяются.
Коллекция Художественного музея Хельсинки насчитывает более 9 тыс. единиц хранения и в буквально смысле принадлежит горожанам: около 4 тыс. экспонатов выставлено в городских библиотеках, школах, больницах и других госучреждениях, в фонде музея числится также вся установленная в городе скульптура. Демократизм распространяется и на ценовую политику: некоторые выставки сегодняшнего финского искусства, ориентированные во многом на студенческую публику, бесплатны для посещения. Так, даром можно посмотреть «Последствия» дуэта IC-98, в этом году представившего Финляндию на Венецианской биеннале: возвышенные видеокартины природы, прекрасно обходящейся без человека, виртуозно сделаны в технике рисованной и компьютерной анимации. На другие выставки потребуются билеты. Например, на «100 лет Taidesalonki» — о старейшей из действующих доныне галерей Финляндии. Основанная Леонардом Бяксбакка в 1915 году в Хельсинки Taidesalonki («Салон искусств») сыграла чуть ли не амбруаз-волларовскую роль в живописи финского модернизма, на протяжении века поддерживая экспрессионистское направление — от Альфреда Уильяма Финча до Вигго Валленшельда. Тут много неожиданностей, скажем, две совершенно боннаровские по манере картины Туве Янссон «Перед маскарадом» и «Читающая», обе датированы 1943-м, так что изображенный будуарно-светский мир кажется еще более фантастическим, чем вся будущая эпопея про муми-троллей (кстати, в следующем году HAM планирует открыть постоянную экспозицию работ Туве Янссон — первую в Финляндии). В 1976 году внушительная часть коллекции галереи Taidesalonki была подарена Хельсинки и стала основой городского Художественного музея. Но, конечно, главный пункт в программе его торжественного открытия после реконструкции — выставка Ai Weiwei @ Helsinki.
Вначале Ай Вэйвэю предлагали сделать обычную ретроспективу, но он наотрез отказался, отвечая на письма кураторов одним словом: «Скучно!». И предложил составить выставку исключительно из объектов и инсталляций, где используется дерево, которое так важно и в китайской, и в финской культурах. Работ всего 27, две из них новые, выставляются впервые и имеют прямое отношение к Финляндии и Северу. Первая — «Белый дом», деревянный скелет из столбов, балок и кровельных досок здания эпохи династии Цин, выкрашенный в белый цвет, отчего постройка походит на древнегреческий храм. Ай Вэйвэй давно — как свидетельство смены систем ценностей — собирает старинную мебель и архитектурные детали домов, рухлядь времен последней династии, павшую жертвой урбанизации. Столь трепетное отношение к деревянному зодчеству прошлых веков близко финнам, тогда как варварский его снос понятен нам, уничтожающим финские дачи Карельского перешейка со скоростью, какой могут позавидовать и в Китае. Вторая премьера — «Контейнер для мусора»: сделанная из дерева копия контейнера в натуральную величину поставлена на попа, так что смахивает на какой-то дизайнерский книжный шкаф. Работа связана с историей, потрясшей Китай в 2012-м: пятеро мальчишек-беспризорников забрались в контейнер для мусора, развели костер, пытаясь согреться, и задохнулись. Этот сюжет не мог не напомнить китайцам андерсеновскую сказку «Девочка со спичками»: при Мао ее изучали в школах как пример социальной несправедливости западного капитализма.
И все же выставку Ai Weiwei @ Helsinki можно назвать ретроспективой, ведь на ней собраны вещи за внушительный период времени: от хрестоматийной уже «Скрипки» (1985) с черенком лопаты вместо грифа, соц-артистского объекта — метафоры «культурной революции», до последних проектов, архитектурных и правозащитных. Ну а стены выставочного зала оклеены «Обоями долговых расписок» (2011-2013): выпущенный из-под ареста Ай Вэйвэй тут же был обвинен в неуплате налогов и сумел собрать требуемые €1,7 млн за две недели благодаря пожертвованиям почитателей своего художнического и активистского гения — в течение следующих двух лет он рассылал долговые расписки всем тем, чьи пожертвования не были анонимными. Сейчас выставлено 6 тыс. расписок, свидетельствующих о том, что Ай Вэйвэй, как и Художественный музей Хельсинки, принадлежит народу.
Оставить комментарий