Это место – особенное. Индустриальный завод и одновременно город искусства занимает километры на окраине Петербурга. На его отрытой для публики территории располагается единственный в стране музей стрит-арта, но есть еще и закрытая, и она в разы больше. Здесь, среди цехов, исписанных граффити самых известных стрит-артистов России и мира, расположилась мастерская Константина Беньковича. Художника, который кует актуальное концептуальное и острое искусство из металла.
За свою недолгую карьеру он успел сделать ряд резонансных работ с политическим контекстом и стать востребованным не только в России. Сейчас Костя готовит масштабный проект для Саудовской Аравии – его скульптуры обещают превзойти масштабом даже работы знаменитого Кунса.
«Константин Бенькович родился в 1981 году. В 2007-м окончил факультет декоративно-прикладного искусства Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. барона А.Л. Штиглица, которую в народе называют «Мухой» (с 1953 по 1994 годы носила имя Веры Мухиной). По его собственным словам, занимается «скульптурой с применением кузнечных технологий и сварки»,стрит — артом и графикой. Бенькович получил известность благодаря своим работам из арматуры на остро-политические темы».
«Чтобы стать художником, нужно включить голову»
– Ты окончил Муху в 2007 году, но начал свою карьеру концептуального художника лишь четыре года назад. Что было между 2007 и 2016?
– Я делал сложные декоративные работы, которые требовали кропотливого труда и времени. А потом понял, что это не мое. У меня экспрессивный темперамент, и мне хотелось чего-то большего, чем делать красивые вещи из металла. Тогда я купил холсты и краски, начал рисовать. Погрузился в современное искусство, слушал лекции онлайн, смотрел фильмы с художниками, читал. Полгода изучал. В Мухе меня научили тому, как владеть материалом. Это хорошая прикладная школа, но нам совсем не показывали современное искусство. В этом недостаток академического образования. А я всегда ощущал себя художником, и время работы по металлу не прошло даром. Оно дало мне большой опыт, который сейчас я применяю в концептуальном искусстве.
– Некоторые художники говорят, что академическое образование мешает делать что-то новое в искусстве. Согласен?
– В Мухе нам не показывали современное – то, что делается здесь и сейчас в мире. Возможно, если бы показывали, все было бы иначе с нашим образованием. Зато там хорошо научили владеть материалом. В результате люди, которые приходят художниками, выпускаются из института ремесленниками. 95% таких. Поэтому нужно включить голову, чтобы стать художником. Но это сложно, потому что там инкубатор. Не знаю, может, чтобы свободно мыслить как художник, лучше совсем не учиться. Но я не могу совсем отмести те навыки, которые дало мне образование, хоть и пытался, так что сложно сказать.
– Чтобы воплощать свободные идеи технично и на высоком уровне, нужно знание материала. Как найти баланс?
– Здесь нет однозначного ответа. Одно я знаю про себя: если бы у меня не было образования, я все равно стал бы художником. Но мне пришлось «вычистить» из себя декоративность. Когда я начал работать с арматурой, то решил давать себе два дня на объект, не больше, и никак его не чистить, не красить.
– Почему арматура? Как ты пришел к тому, чтобы делать художественные высказывания с помощью именно этого материала?
– Арматура – самый дешевый бросовый материал. Он очень красноречив в своей простоте. Первую концептуальную работу я сделал под впечатлением от Джаспера Джонса (одна из ключевых фигур американского поп-арта – М.М.) и его «Флага» (живописное изображение флага США художника-южанина в конце 1950-х было воспринято, как заявление против политики Маккарти, и вызывало множество споров – М.М.).
Сначала нарисовал американский флаг – структура получилась очень жесткая и графичная. Тогда я решил сделать его из арматуры – воплотить графику в объеме. А в прошлом году сделал флаг России из арматуры в виде решетки и покрасил его в соответствующие цвета. И в День флага 22 августа повесил его на Миллионной улице рядом с главным штабом Росгвардии.
Это революционное место – рядом Зимний дворец. Именно на Дворцовой площади в августе 1991-го проходили миллионные митинги, которые привели к демократическим переменам и смене государственного строя. Люди выходили на демонстрации с бело-сине-красным флагом, и потом он стал официальным национальным флагом России и символом либеральных перемен. Как раз тогда гремело «Московское дело», а многие участники московских митингов выходили на улицы с российским флагом. Все помнят, чем кончились эти мирные акции.
Флаг в виде тюремной решетки – мой ответ на то, что происходило в тот момент Москве. Это работа о несбывшейся мечте. После распада СССР все верили, что будут жить в демократической стране с либеральными ценностями — свободой слова, сменяемостью власти, честными судами и равенством всех перед законом. Флаг стал символом перемен. Но эти надежды не оправдались.
– Акция получила большой резонанс. Понятно, что флаг-решетка – это про ситуацию несвободы в стране. Насколько вообще ты вовлечен в политику?
– Я — не политик, а художник, но делаю искусство с политическим контекстом. Помню 1991 год – как родители слушали ночью радио «Свобода», как закрывали окна и шторы, чтобы никто не подслушал. У меня либеральная семья. Когда Советский Союз разваливался, мне было 10 лет. Я все прекрасно помню. Я всегда был погружен в политику, смотрел новости. Россия превращается в полицейское государство, и я не могу на это не реагировать. Но делаю это художественными средствами.
Мои работы – это символы и коды, которые понятны всем, даже «глубинным» людям, без объяснений. Наверное, поэтому мой флаг собрал в соцсетях четыре миллиона откликов. Часто я беру один символ, соединяю его с другим, тем самым перекодирую образ. Например, в одной из работ я соединил распятие с тележкой из супермаркета и, таким образом, выразил идею о коммерциализации духовного символа.
Оставить комментарий