Оттого так стремительно и легко он с Шишкиным возвели по всему театру настоящие баррикады, напоминающие эпоху военного коммунизма, башню Татлина или декорации Натана Альтмана. Фанерные стены из сосны рассекают декор старинного театра, сначала влекут вас к вершине башни — роскошной люстре, а затем углом врезаются в голубую обшивку зала, нависая над партером.
То, что БДТ родился как театр благодаря Александру Блоку, для создателей юбилейного торжества оказалось очень важным. Кажется, что сухой и яростный огонь художественного максимализма, опаливший революционное начало БДТ, а затем озаривший эпоху Товстоногова, вновь загорелся здесь пять лет назад, когда в театр пришел Андрей Могучий. Не случайно одним из первых на подмостки вышел Евгений Миронов, чтобы от имени Блока рассказать о миссии театра, о том, как великий поэт рассаживал публику в шинелях и в беспокойстве об их удобстве придумал приделать к спинкам кресел петлю для винтовок — чтоб не мешали аплодировать. Через два года вера в революционную справедливость оставила его навсегда. А он оставил мир, в котором ему больше нечем было дышать. Гроб поэту сделали в любимом его театре.
В полтора часа авторы действа успели вместить всю 100-летнюю историю театра, и даже больше — со времен страшного и романтического графа Антона Апраксина, сначала командовавшего расстрелом рабочих и их жен и детей, а затем на месте сгоревшего Апраксина двора построившего великолепное здание с голубыми стенами и бархатом, а еще — самый большой в Европе аэростат, правда, так и не взлетевший. Он все-таки полетит над залом — в виде огромного прозрачного ребенка в самом финале действа, образа будущего БДТ.Алиса Фрейндлих, символ и голос города на Неве, настоящий талисман Могучего, первой из корифеев театра протянувшая ему товарищескую руку, будет читать блоковское «Девушка пела в церковном хоре» о тех, кто уже не придет назад, и это станет реквиемом не только блокадному городу, но и тем, кто составил славу знаменитого театра.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, кровно связанный с БДТ, расскажет о его великих художниках, которым нет числа — от Мстислава Добужинского и Александра Бенуа до Натана Альтмана, Юрия Анненкова, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Николая Акимова и Эдуарда Кочергина. А также о том, что «Эрмитаж» вместе с БДТ станет коллективным куратором Венецианской Биеннале этого года.
Лев Додин поделится размышлениями о театре Товстоногова, о том, каким авангардным и острым был этот театр, как вспыхивал перед началом его революционного «Горя от ума» эпиграф из Пушкина — «Черт меня дернул в России родиться с умом и талантом» — и как ясно прочитывались там цитаты из недавнего «врага народа» Всеволода Мейерхольда.
То, что БДТ родился как театр благодаря Александру Блоку, для создателей юбилейного торжества оказалось важным
Но среди многих образов и голосов этого вечера, едва ли не самым запоминающимся станет диалог Олега Басилашвили со своими еще живыми и уже ушедшими коллегами. Он озвучит немые кадры хроники БДТ, сделанные во время репетиций «Трех сестер». Точно живые зазвучат в его исполнении голоса Товстоногова и Копеляна, Лаврова и Трофимова, Дорониной и Шарко. А потом Могучий попросит выкатить ему коляску, ту самую, которую качал в спектакле Товстоногова его Андрей Прозоров. И Басилашвили прочтет монолог несостоявшегося чеховского профессора. И финал пьесы о тех, кто ушел навсегда. И щемящее чувство протекающего на наших глазах времени с его памятью, с его прошлым, настоящим и будущим заполнит грандиозную инсталляцию, частью которой станем мы все — зрители и актеры, чиновники и художники.
Оставить комментарий