За почти вековую историю на «Мосфильме» было снято более двух с половиной тысяч лент. Большинство — на плёнку, которая неизбежно стареет. Чтобы сохранить эти фильмы, нужна цифровая реставрация.Не просто просмотреть вручную, найти дефекты, которые, глазу непривычному, не видны. Пыль, отпечатки пальцев, царапины, следы клея, «межкадровые волоски», попавшие на пленку прямо во время съемок — подобных артефактов могут быть миллионы. И 17 тысяч кадров, которые сейчас изучает реставратор — лишь капля в море. Киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» — это 445 минут экранного времени, а значит, более 600 тысяч кадров, которые предстоит отреставрировать.
«Самый сложный дефект — царапины. Обычный дефект убирается на основе анализа соседних кадров. А царапины во всех кадрах висят, там приходится замазывать клонированием», — объяснил реставратор Тимур Гузаиров.«Освобождение» — одна из самых сложных для реставрации работ. К примеру, чтобы убрать «потертости» с каски капитана-артиллериста Цветаева, ушло три дня. Ювелирная работа.
Для наглядности — отчет по результатам реставрации. 10 минут фильма: убрано 50 тысяч 482 пятна, царапин — более 11 тысяч, точек — почти две тысячи. Полностью заменить ручную работу автоматической чисткой невозможно. Машина может случайно убрать лишнее, например, посчитав дождь каким-нибудь дефектом.
Прежде чем отправить фильм на цифровую реставрацию, его сканируют. Скорость процесса зависит от типа пленки, её качества и технического состояния. Какими бы идеальными условия хранения не были, химические процессы, свойственные пленкам, необратимы: кинолента стареет, теряет форму, выцветает, становится ломкой.
Евгений Верлочев, главный специалист производственного комплекса «Телекино и компьютерная графика» киноконцерна «Мосфильм»: «Если мы говорим о советской пленке, то она не очень хорошо сохранилась. Больше склеек, рваные перфорации. Периодически аппарат останавливается. Приходится вручную что-то поправлять, менять настройки, чтобы мы не потеряли какую-нибудь информацию при сканировании».
Цель любой реставрации — не «осовременить» картину, а продлить её жизнь и донести до нового поколения зрителей в первозданном виде — таким, каким фильм задумал режиссер. Переход на цифру диктует свои правила. И обычного сканирования здесь недостаточно — на новый носитель лента переносится со всеми дефектами пленки. И если картину не реставрировать, то весь советский фильмофонд окажется невостребованным — его просто нельзя будет показывать.
«Картина выходит на другой технический уровень. Никакой графики, бывают киноляпы, элементы которых не должно быть. К примеру, группа отображается автобусе. Но мы эти моменты оставляем, потому что так было сделано, так заложено», — рассказал Виктор Тамазин, главный инженер киноконцерна «Мосфильм»
Для работы над восстановлением стараются привлекать членов съемочной группы. Так, картины Тарковского «Сталкер» и «Андрей Рублёв» помогал реставрировать оператор Вадим Юсов.
«Если вы помните в конце, когда черно-белое изображение приобретает цвет, Юсов сказал такую фразу: «Мы с Тарковским искали именно этот цвет». Есть какая-то мистика в том, что фильм в процессе реконструкции принимает вид изначального авторского замысла спустя много лет, чего не могли добиться на тот момент из-за технологий», — отметил пресс-секретарь киноконцерна «Мосфильм» Евгений Долгих.
Свой кинофонд «Мосфильм» восстанавливает за собственный счет. На одну картину уходит порядка двух миллионов рублей. В первую очередь реставрирует фильмы, которые востребованы телевидением, дистрибьюторами — это классика советского кино. Другой критерий — юбилеи фильмов и памятные даты. В год удается восстановить до 10 картин — цифра небольшая, учитывая, что в фонде хранятся более 2 тысяч кинолент. По мнению главы Мосфильма Карена Шахназарова, чтобы сохранить кинонаследие, нужно запускать государственную программу реставрации.
«Понятно, что реставрировать в идеале надо все, даже картины, которые не являются художественным достижением или не связанные с именами крупных мастеров, но это документ своей эпохи, документ времени, народа, его взглядов, жизни. Я думаю, это главная причина, по которой это надо делать», — считает генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
Отреставрированное советское кино пользуются спросом во всем мире. На официальном интернет-канале «Мосфильма» — ежедневно более ста тысяч просмотров. Великие ленты прошлого на большом экране сегодня можно увидеть на всех престижных кинофестивалях Венеции, Каннах, Берлине, Лионе. Дистрибьюторы готовы выпускать отреставрированные ленты в повторный прокат и в России. Правда, пока это случается редко. Реставрация еще не поставлена на поток.
Оставить комментарий