В глухом американском лесу вдали от цивилизации мускулистый бородатый мужчина Бен (Вигго Мортенсен) воспитывает многочисленное потомство — двоих сыновей и четырех дочерей. В это время где-то далеко в больнице борется с обсессивно-компульсивным расстройством жена Бена и мать обширного семейства Лесли (Трин Миллер). Но болезнь в какой-то момент побеждает, и женщина накладывает на себя руки, не забыв предварительно указать в завещании, что ее как убежденную буддистку следует кремировать, а прах смыть в унитаз в ближайшем общественном туалете. С таким раскладом не согласен обеспеченный отец Лесли (Фрэнк Ланджелла), который организует традиционные похороны с панихидой, гробом и церемонией на кладбище. Бен вместе с детьми, никогда близко не соприкасавшимися с реалиями современного мира, грузится в трейлер и едет воевать за труп жены с ее родителями.
Премьера «Капитана Фантастик» состоялась полтора месяц назад нам Каннском кинофестивале во второй по значимости программе «Особый взгляд», где фильм был тепло встречен публикой и получил приз за лучшую режиссуру. Но как раз никакого особого взгляда ровным счетом ни на один аспект эта картина не несет. По стилистике это типичная американская инди-комедия. Первый акт — довольно смешное роуд-муви, посвященное высмеиванию всех клише, которые возникают при словосочетании «сытый средний класс». Второй и третий акты ставят все на места. По прибытии десанта из леса в богатый особняк из задорной комедии «Капитан фантастик» мутирует в драму. Режиссер выстраивает историю вокруг столкновения характеров отца Лесли, считающего, что детей нужно воспитывать по старинке, и Бена, который изображает непоколебимость в своих убеждениях. Эта искусственная конструкция (будто у детей нет других вариантов — либо «лесные братья», либо «белые воротнички» на службе мирового империализма) работает единственно возможным образом — сопереживать тут не получается вообще никому.
В Канне в программе «Особый взгляд» фильм получил приз за лучшую режиссуру
Зато в финале уже нет ничего неожиданного. Тут режиссер сворачивает на тему необходимости компромисса с внешним миром, благодаря которому достигается до тошноты умилительный хеппи-энд. «Капитан Америка» страдает самой частой болезнью так называемого «независимого» американского кино, которое на самом же деле давно является частью студийной системы. Оно якобы может позволить себе поднимать темы, о которых Большой Голливуд говорить не очень любит и демонстрировать фрондерство, которое не увидишь в блокбастерах. На деле же эти смелость и фрондерство — элемент имиджа, используемый для коммерческого продвижения картин. По своей сути «Капитан Фантастик», как и значительная часть инди-кинематографа — зрелище куда более конформистское и бессмысленное, чем самый одиозный и бездушный голливудский блокбастер.
Оставить комментарий