Произведения Лукаса Кранаха Старшего, после Великой Отечественной войны перемещенные в СССР и оказавшиеся на хранении в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ), воссоединились с частью оставшегося в Германии собрания замка Фриденштайн в Готе. «Случилось так, что в 1946 году вместе с другими вещами к нам поступили 40 произведений из Готы, большая часть которых — это произведения семьи Кранаха. Так что посетители выставки смогут присутствовать при уникальном событии — воссоединении этой коллекции в одном пространстве», — сказала на вернисаже выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» директор ГМИИ Марина Лошак.
Со своей стороны, директор Фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле напомнил, что благодаря России, многие произведения искусства были спасены в 1940-е годы и более миллиона экспонатов вернулись обратно в Германию. В их числе — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и «Спящая Венера» Джорджоне, которые после реставрации советскими специалистами в 1955 году вернулись в Дрезденскую картинную галерею. «Впервые за 70 лет вещи из замка Фриденштайн показываются вместе. В сфере политики может быть другое мнение по поводу разделения коллекции, но что касается области культуры, что мы рады такому сотрудничеству», — сказал он.
В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы — «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа» (1529 г.) и ныне находящееся в ГМИИ «Адам и Ева.Грехопадение» (1527 г.) символически размещены рядом. Художник, творивший в эпоху Реформации, считается ключевой фигурой в искусстве Северного Возрождения, творческие поиски которого в первой трети XVI века демонстрируют переход от Ренессанса к маньеризму. В общей сложности на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических произведений, которые прибыли на выставку также из Мадрида, Праги, Будапешта. Кранахи и художники их круга были чрезвычайно деятельны, оставили после себя обширное наследие и нередко встречаются в различных музейных собраниях, но выставка в ГМИИ станет первым их показом в истории России.
«Посетители увидят очень важные вещи семейства Кранахов исключительно высокого качества и во всем многообразии», — отметила директор Пушкинского музея. Среди них — выглядящее необычайно современным полотно «Кранаха Старшего «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)» 500-летней давности из Готы, «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и «Рыжеволосого мужчины с бакенбардами» 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии.
С некоторыми изменениями выставка переместится в Эрмитаж, который выдал в Москву несколько ключевых работ Кранаха Старшего. В их числе — масштабная картина «Венера и Амур» 1509 года, ставшая титульным произведением всей московской выставки, которая продолжит свою работу до 15 мая.
Оставить комментарий