«Короткий, как выстрел», — так охарактеризовал на открытии фестиваль «Короче» его президент, продюсер Сергей Сельянов. Фестиваль проходит в Калининграде в четвертый раз (с 19 по 21 августа) и сконцентрирован на новых именах и дебютах. Организаторы ловко подхватили популярность короткого метра в кино. И если другие фестивали, стремясь успеть за тенденциями, просто включают в свою афишу программу короткометражек, то этот из них в основном и состоит. В этом году в основную и внеконкурсную программы смотра вошла 141 картина — фильмы как российские, так и зарубежные (Мексика, Таиланд, Германия, Канада, Иран, Финляндия, Индия, Нидерланды, Сирия, Испания и другие страны). На Гран-при претендуют 38 картин, отобранные из более чем 1400 работ программным директором Артемом Рыжковым и его командой. Фестивальные показы выстроены как пулеметные ленты — одно кино за другим. В жюри, возглавляемое продюсером Игорем Толстуновым, вошли Валерий Тодоровский, Рената Литвинова, Данила Козловский, киноведы Ирина Любарская и Михаил Клочков.
Впрочем, на открытии Валерий Тодоровский и Рената Литвинова замечены не были. Зато зрители Калининграда радостно приветствовали Светлану Светличную, Андрея Мерзликина, Анну Цуканову-Котт, Екатерину Вуличенко и других участников фестиваля. А также главу Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслава Тельнова (объявлено, что министр Владимир Мединский посетит церемонию закрытия фестиваля). Были на открытии фестиваля «Короче» два человека, для которых этот день обернулся триумфом. Маша Васюкова, чей короткометражный фильм «Set on», сделанный в соавторстве с Крейгом Макдином, начал фестиваль. В этом стремительном, как вздох, фильме играет Натали Портман.
Вторым стал продюсер Дмитрий Рудовский, который привез на «Короче» полнометражный фильм открытия «Дама пик». Продвижение этой картины задумано оригинальным образом. Первые показы — в крайних точках страны. Премьера — в Калининграде. Вслед за ней показ в Светлогорске на смотре «Балтийские дебюты», а затем — во Владивостоке на фестивале «Меридианы Тихого». Зрители увидят фильм в кинотеатрах в ноябре этого года. «Дама пик» не случайна на фестивале короткометражек. Кульминация картины — оперная сцена, где главные герои, мировая звезда София Майер (Ксения Раппопорт) и молодой тенор Андрей (Иван Янковский), в ролях старухи и Германа раскрываются так, что зритель видит самостоятельную постановку. У Павла Лунгина была блестящая идея фильма. Звезда мировой оперы, находящаяся в предзакатном состоянии, стремится поставить в России свой, возможно, последний шедевр. И в процессе творения становится безжалостным режиссером, который любыми способами меняет судьбы тех, кто с ней работает, стремясь выжать из них нужные для спектакля эмоции. Пусть спектакль станет единственным, но это будет триумф!
София Майер — мистический образ, колдунья, которая умеет прикинуться «овечкой» Лизой на сцене. В Ксению Раппопорт после этого фильма влюбляешься в очередной раз — так пленительна и коварна она в этой роли. Лунгин добавляет мистики, вводя в фильм игрушки — куклы в человеческий рост, которые звезда в железных кофрах возит за собой по всему миру.
Страстную игру Раппопорт оттеняет холодно-порочный герой Игоря Миркурбанова. Таков в «Даме пик» олигарх, потакающий капризам оперной примадонны. Яд успеха, наркотик триумфа — это главное, чем удается «заразить» Софии племянницу Лизу (Мария Курденевич), изгоняя из нее все подлинные человеческие чувства. Пусть на пути к этому встанет живой человек — первая любовь, гениальный тенор. Его можно свести с ума и превратить в Германа… «Что наша жизнь? Игра!», — Иван Янковский исполняет это блестяще. Первоначально в картине намеревались собрать международный дрим-каст. Ума Турман — там, где Ксения Раппопорт, Рэйф Файнс — там, где Игорь Миркурбанов и т.д. Однако, в процессе съемок в России с российскими актерами от этой идеи отказались.
Фильм, который в любом случае событие для отечественного кинематографа, неравномерен. Первая его часть словно выступает «на разогреве» у второй. Даже ритм, как в музыкальном произведении, не совпадает. Зато собственно оперная составляющая заставляет жалеть о том, что мастер не реализовал свой потенциал в постановке классического оперного спектакля или фильма-оперы «Пиковая дама». Тем более, что в практике мировой кинорежиссуры есть случаи, когда режиссер ставит оперные спектакли. Достаточно назвать имена Франко Дзефирелли или Андрея Кончаловского. Любопытно было наблюдать как член жюри фестиваля «Короче» — Данила Козловский наблюдал за игрой в картине Ивана Янковского. Молодая звезда вот-вот составит конкуренцию супервостребованному Козловскому. Заявив о себе в картине Михаила Местецкого «Тряпичный союз», Янковский — продолжатель знаменитой отечественной династии — сыграл и в российском фэнтези «Ночные стражи», которое выйдет в прокат 25 августа. Кроме того, на подходе еще несколько фильмов с младшим Янковским — «Без границ», «Индиго», «Приходи на меня посмотреть», «Источник». Он становится все более востребованным и «Дама пик» Павла Лунгина даст ему хорошую путевку в жизнь. Потому что не запомнить такого «Германа» — нельзя.
Оставить комментарий