14 мая вполне академично открылся 72-й Каннский кинофестиваль. Все прошло как по нотам. Краткая и ничем не примечательная церемония. Проход звезд по красной дорожке, разнообразие которому придали разве что запутавшиеся в пышных платьях гостьи из Азии, тормозившие праздничное шествие. На выручку к ним пришли галантные кавалеры от лица фестивальных служб, приподнимавшие облако капрона и высвобождавшие ноги милых жертв. Поразило также безвкусие многих туалетов и парад вялых бюстов звезд со стажем. На этом фоне радовала глаз разве что рыжеволосая Джулианна Мур в элегантном зеленом платье.
Поскольку открывала фестиваль зомби-комедия «Мертвые не умирают» Джима Джармуша, то акцент пришелся на ее звезд — как всегда великолепную Тильду Суинтон, ветерана Билла Мюррея и его молодого коллегу Адама Драйвера, с которым они сыграли полицейских, несущих вахту в районе кладбища, где творится бог знает что. Перформанса вурдалаков на звездной дорожке не устроили, который непременно бы организовал кто-то другой. Но Джармуш предпочел чистую классику — несколько чинных минут перед камерами.
В 2013 году он уже приезжал в Канны с картиной «Выживут только любовники» о вампирах со стажем Адаме и Еве, где тоже снималась Тильда Суинтон, а также трагически погибший позднее американский актер русского происхождения Антон Ельчин. «Золотую пальмовую ветвь» Джармуш тогда не получил. И вот еще один заход на ту же территорию — азартный и остроумный, но сама зомби-тема уже настолько отработана, что мир ею не удивить. А «Пальмовой ветви» похоже тоже не увидеть.
В день открытия фестиваля в Канны прибыл еще один «зомби» и злодей со стажем — немецкий актер Удо Кир, чье имя у многих ассоциируется прежде всего с фильмом «Дракула», хотя в его сумасшедшей фильмографии из более чем 200 картин есть работы с Ларсом фон Триером, талисманом которого он стал, как и крестным отцом его сына. В аэропорту Кир выглядел слегка усталым. Но ему еще повезло — не пришлось самому идти в сторону затерявшейся среди такси фестивальной машины. По старой и доброй традиции таксисты устроили в день открытия фестиваля забастовку.
Канны в этот раз образец решения гендерных проблем. Организаторы фестиваля рапортуют о том, что принцип равенства полов выдержан. Впервые оно достигнуто в жюри, которым руководит голливудский режиссер мексиканского происхождения Алехандро Гонсалес Иньярриту. В нем на четырех женщин приходится четверо мужчин. В жюри «Особого взгляда» председательствует ливанский режиссер Надин Лабаки. И здесь на двух мужчин приходится две дамы. В объединенном жюри короткометражек и конкурса киношкол «Синефондасьон» главенствует видная французская кинематографистка Клер Дени. Под ее началом, правда, трудятся трое мужчин. Жюри «Золотой камеры», где оценивают дебюты, — та же пропорция: два на два. Из 69 фильмов, представленных в официальной программе, 19 сняты женщинами. По программам дамский расклад таков: 4 режиссера в основном конкурсе, 8 — в «Особом взгляде», 3 — в спецсобытиях, 5 — в коротком метре. В Каннах теперь все женское на счет и на вес.
Не утихают страсти и вокруг Алена Делона, который должен получить «Золотую пальмовую ветвь» за свою долгую и успешную кинокарьеру. Но ему теперь припомнили все: бил женщин, обижал своими высказываниями гомосексуалистов, призывал их лечить.
Четыре отечественных фильма представляют Россию в разных конкурсах. В «Особом взгляде» участвуют два фильм — «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой и «Дылда» Кантемира Балагова. Для молодого ученика Александра Сокурова это уже четвертый Каннский фестиваль. В 2015-ом он в числе других студентов мастерской Сокурова из Кабардино-Балкарского университета был приглашен на одно из мероприятий Российского павильона. В 2017-ом уже как участник конкурса «Особый взгляд» получил премию Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ за дебютный фильм «Теснота». А в 2018-ом стал членом жюри второго по значимости конкурса. Для Ларисы Садиловой это первый приезд в Канны, зато ее участие было заявлено одновременно с объявлением о приезде Тарантино с «Однажды в Голливуде…». Так что наш ответ актерам Тарантино — Леонардо Ди Каприо, Брэду Питту и Аль Пачино — Егор Баринов, актеры из Брянска и жители Трубчевска, где снимался фильм Садиловой.
В числе 17 картин программы «Синефондасьон» — короткометражка «Сложноподчиненное» студентки Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Олеси Яковлевой. Ее героем стал приехавший преподавать в провинцию учитель, которого сыграл лидер группы Shortparis Николай Комягин.
В «Двухнедельнике режиссеров» участвует картина «Give Me Liberty» Кирилла Михановского. Название можно было бы перевести как «Дайте мне свободу», но заранее обговаривается, что оно должно звучать как в оригинале. Картина снята в США, куда еще в 18-летнем возрасте вместе с родителями переехал из России будущий режиссер. Свой фильм он снял о русском иммигранте из Милуоки. Главные мужские роли сыграли Крис Галуст и Максим Стоянов, а женскую — Дарья Екамасова. В январе «Give Me Liberty» была уже показана в США на кинофестивале «Сандэнс».
Кирилл Михановский закончил американскую киношколу, где учился у некогда советского режиссера Бориса Фрумина. В 2006 году «Сны о рыбе», снятые Михановским в Бразилии, участвовали в «Неделе критики» Каннского кинофестиваля. Во время недавней нашей встречи Кирилл рассказал: «В Америке я чувствую себя больше дома, чем в России, где у меня ничего нет. Даже гражданство отняли. Паспорт был аннулирован по какому-то закону после распада СССР. Маразм! Почему у гражданина своей страны нужно отнимать гражданство? У нас обокрали квартиру в Москве, так что не осталось ни одной фотографии детства». Тогда же Кирилл рассказал, что хочет снять фильм, где будет мощно присутствовать русская тема и роли для русских актеров и процентов на 50 прозвучит русская речь: «Это будет картина об иммигрантах, в нем будет мой личный опыт». Замысел осуществился.
Оставить комментарий