Музеи Московского Кремля представили выставочный проект «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата», который развенчивает мифы вокруг атрибуции знаменитой сокровищницы. Когда на самом деле появились «детские доспехи Дмитрия Донского», костяной трон и шапка Мономаха — в материале РИА Новости.
Посетительница на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
Тяжела ты, шапка Мономаха: история второго коронационного комплекта
Император Александр I учредил Оружейную палату в качестве музея в 1806 году. Тогда только начали закладывать основы изучения собрания. Многие вещи получили вымышленные атрибуции, рассказала генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
«
«После Наполеоновских войн возникает подъем русского национального самосознания, изучения истории, ее романтизация, — пояснила Гагарина. — Вещи, которые давно хранились в Оружейной палате, в этот период получают новое значение и новые атрибуции, часто романтические. Многие памятники «назначаются» свидетелями тех или иных исторических событий начиная с Крещения Руси».
Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина во время пресс-подхода на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
В выставочном зале Успенской звонницы посетителей встречает костяной трон. В XIX веке его воспринимали как дар, поднесенный греческим послом великому князю Ивану III Васильевичу по случаю его бракосочетания с Софьей Палеолог.
Позднее его вымышленным владельцем стал царь Иван Грозный — как бы подтверждающая это скульптура работы Марка Антокольского стоит тут же.
Современные ученые говорят, что предмет могли создать в период правления Алексея Михайловича при участии западноевропейских мастеров, то есть гораздо позже, чем жили его венценосные предшественники из рода Рюриковичей.
Посетительница на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
Примечательна история шапки Мономаха второго наряда. Долгое время считалось, что это — «венец великой княгини Ольги», которая вывезла его из Царьграда (Константинополя — столицы Византии, ныне Стамбул). Или же корона, которая «употреблялась царем Иоанном Васильевичем в меньших выходах».
«
«Русские цари всегда венчались на царство шапкой Мономаха. Но в 1682 году на престол взошли сразу два юных царя: Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, будущий Петр I. Для этого пришлось срочно изготовить копию шапки Мономаха, которая названа «вторым нарядом», потому что она вторая по значимости», — рассказал куратор выставки Федор Панфилов.
Шапка Мономаха второго наряда на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
Первые исследователи оружия также пытались соотнести предметы из кремлевского собрания с терминами из летописей. Это нередко приводило к ошибкам, и некоторые уникальные произведения, порожденные фантазией оружейника, превратились в «типичные» для русского воина XVII века.
Так случилось со щитом-тарчем. На самом деле такой предмет весил около восьми килограммов и был неудобен в бою.
Посетитель на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
Романтики активно искали артефакты, принадлежавшие национальным героям. Так возникли легенды о том, что шлем, изготовленный для царя Михаила Федоровича, принадлежал князю Александру Невскому. Детский доспех XVII века — юному Дмитрию Донскому (1359-1389), а байдана с надписями на кольцах стала кольчугой Марфы-посадницы, защитницы новгородской вольницы в конце XV века.
«
«Дело в том, что повесть Карамзина «Марфа-посадница» была крайне популярна, — разъяснил заведующий сектором оружия Сергей Орленко. — Легенды рождались сами. Где-то в Сибири в церкви находили казачье знамя, а до Москвы оно уже доходило как «знамя Ермака».
Оставить комментарий