Петербург готовится к большим гастролям московского областного театра «Русский балет», которые начнутся 11 августа. В афише — «Жизель», «Лебединое озеро» и оригинальная версия «Щелкунчика». Все спектакли будет сопровождать Балтийский симфонический оркестр. Гастроли юбилейные, посвящены 75-летию руководителя «Русского балета», легендарного премьера Большого театра Вячеслава Гордеева.
Евгений Биятов/РИА Новости
Вместе со своей не менее знаменитой партнершей по сцене и жизни Надеждой Павловой он более двадцати лет покорял лучшие сцены мира. «Золотой мальчик» — окрестила его в конце 60-х лондонская пресса. В Америке предлагали баснословные гонорары — только оставайся. А он никак не оставался. Почему? Во времена «отмены русской культуры» самое время вспомнить об этом и расспросить юбиляра, как чувствует себя сегодня русский балет.
Вячеслав Михайлович, признаюсь сразу: меня жена домой не пустит, если не передам ее слова благодарности — благодаря вам и вашему театру она, девочка из рабочей московской семьи, влюбилась навсегда в балет…
Вячеслав Гордеев: У нас с ней много общего! Я тоже люблю балет и тоже из московской семьи «технарей» (смеется). Мама конструктор, папа инженер-сборщик, они собирали «Бураны», помните, был такой космический корабль? И никакого отношения к высокому искусству они не имели. Правда, мама была очень музыкальна — прекрасно играла на аккордеоне, напевала. Чаще всего песни военных и послевоенных лет — они с отцом оба воевали. Мама до Берлина дошла. Отец встретил Победу в госпитале. Мама хотела, чтобы я стал военным дирижером. Но однажды я увидел по телевизору фильм-балет «Ромео и Джульетта» с Улановой, Ждановым, Ермолаевым, и меня это так потрясло, что утром решил бесповоротно: «Буду заниматься вот этим!»
Потом вас заприметили в балетной студии педагоги Большого театра, и в 12 лет вы поступили, при конкурсе в 200 человек на место, в хореографическое училище. Не поздновато для балета?
Вячеслав Гордеев: Это судьба: обычно брали с 10 лет, а в тот год расширили набор для особо одаренных «переростков». Я учился у выдающегося педагога Петра Пестова, почти все его ученики стали звездами, среди последних — Николай Цискаридзе. Работал без отдыха — полная отдача и организованность: кроме обязательных занятий, не менее тысячи прыжков в день, «воспитывал» ноги, и еще по двести раз со стула на пол и опять на стул… Наверное, позвоночник «садился», но об этом я подумал, только когда на пике карьеры разорвал «ахилл». Мне говорили, что на сцену не вернусь, но я вернулся. Через семь месяцев на гастролях в Индии танцевал труднейшие партии — второй акт «Жизели» и балет «Дон Кихот». Всю жизнь везение в дуэте с преодолением. Это и есть судьба.
Но ведь судьба нередко ставила вас перед выбором…
Вячеслав Гордеев: … Понимаю, о чем вы. Да, остаться за границей предлагали много раз на фантастических условиях. Почему не остался? Попробую начать издалека. Я родился еще до того, как умер Сталин. С трех лет ходил на демонстрации — в день революции 7 ноября, первого мая… Как ни пафосно звучит, всегда с народом, в колоннах, где люди шли не за сто граммов водки, как стали говорить потом все, кто не любит Сталина. Больше скажу, даже когда пришел в Большой театр и нас отправляли на демонстрацию трудящихся, вы знаете, никто не сопротивлялся: было хорошо и празднично. Это сейчас любят рассуждать о том, что вот надо воспитывать патриотизм, — а до распада Советского Союза это было естественно для всех, никого не надо было этому «учить».
Откуда же тогда — известные истории о ваших коллегах, знаменитостях, не вернувшихся в те времена с заграничных гастролей?
Вячеслав Гордеев: У всех свои причины. Кто-то искал полной свободы творчества, но чаще речь шла о материальной стороне. На Западе не скупились на то, чтобы представить советскую культуру ущербной.
Сколько же предлагали, чтобы «переманить»?
Вячеслав Гордеев: Во время наших гастролей в США в конце 70-х там остался наш танцовщик Саша Годунов. Была некрасивая история, когда Сашу сфотографировали в непотребном виде, и на следующий день в американских газетах это фото опубликовали. Мало кто знает, что в это же время представители Американского театра балета предложили нам с Павловой контракт. Я пошутил: «А дом с бассейном, как на компрометирующем фото с Сашей, будет?». Мне ответили всерьез: и дом в Коннектикуте, и бассейн, и за каждый сезон по четыреста тысяч долларов каждому.
Дальше я задавал вопросы уже самому себе: «А как мои родители это переживут? Они за мной горшки выносили, а теперь, когда они стали пожилыми, я возьму и уеду?». К тому же для меня Большой театр всегда был домом, семьей. Все это для меня было весомей, чем четыреста тысяч, дом и бассейн… Им же хотелось одного — испортить репутацию Большого театра. Слава у нас с Павловой была в Америке грандиозная, на улицах плакаты с моим «полетом» в «Спартаке»… К их огорчению, Спартак оказался непобедим… А Саша Годунов в итоге умер молодым, он сильно пил. Больно об этом говорить, ведь мы ровесники, вместе начинали, вместе блистали на сцене Большого.
Еще про выбор: на самом взлете карьеры вы — по просьбе балерины Ирины Тихомировой, жены Асафа Мессерер, — взяли на себя серьезную ношу — балетный ансамбль, из которого потом и вырос ваш «Русский балет». Театр, ставший одним из главных «хранителей» русского классического танца. Об этом и вопрос: сохранять — не значит «консервировать»? Разве искусство не должно меняться в духе меняющегося времени?
Вячеслав Гордеев: Моя творческая жизнь в основном прошла во времена, когда классический балет был недосягаемо высок во всем мире — особенно у нас: русские талантливы в балете, как итальянцы в опере. У нас школа, традиции, репертуар. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» — русские спектакли, идущие по всей планете. Но и в остальном классическом репертуаре мы «короли». Как человек, который служит любимому делу всю жизнь, я не могу позволить никому снять с нас корону. Конечно, привношу на сцену новую эстетику. Но с опытом приходит понимание: ничто не проверяет уровень мастерства и человечности так, как классика. Это вечный тест на прочность. И для зрителей тоже — прошедший этот тест навсегда останется собеседником великого искусства.
Сегодня, кажется, стать собеседниками «Русского балета» заграничным зрителям стало непросто — политика вмешалась…
Вячеслав Гордеев: Боюсь, все глубже. Политика — это же только шум, хотя и неприятный. Мир настолько изменился, что просто боится говорить с русской классикой напрямую, не хватает духа, отсюда все эти отмены гастролей, имен… Летом прошлого года мы были в Израиле. Десять городов объехали с «Лебединым озером». И там люди с плакатами уговаривали зрителей не ходить на «Русский балет». Я предупреждал протестующих, что в борьбе с Чайковским они проиграют, — и оказался прав. Потом протестовали и у нашего посольства, куда на прием в честь Дня России пригласили и «Русский балет». Самое мерзкое, знаете что? Я спросил: «Ребят, сколько вам надо заплатить, чтобы вы разошлись и не мешали?» — «Сорок евро»… Российский посол Анатолий Викторов назвал нас тогда «послами мира».
А правда, что в посольстве Японии вам собирались вручать награду, но внезапно передумали?
Вячеслав Гордеев: Без лишней скромности скажу, что для Японии я сделал очень многое. У меня в театре танцевала, а сейчас работает педагогом-репетитором Масами Чино — первая японская балерина в России. Ее сын Марк Чино — сегодня солист Большого театра. Тринадцать лет я был председателем жюри балетного конкурса в Токио: по восемьсот участников, лауреатки потом стажировались и работали у нас… И вот за заслуги перед японской культурой мне хотели вручить орден. Посол Японии в России, господин Тоехиса Кодзуки, устроил в мою честь прием, и… сказал, что обязательно вручит награду, «когда все закончится». Посол невероятно образованный, тонко чувствует русскую культуру. А жена его, между прочим, пишет православные иконы.
В прошлом году вы приходили в Большой театр во время гастролей «Донбасс Оперы». Не секрет, что многие «стесняются» и держатся подальше — вдруг их «не так поймут». А вас косые взгляды не смущают?
Вячеслав Гордеев: Я дружу с художественным руководителем «Донбасс Оперы» Вадимом Писаревым, мы с ним много и успешно гастролировали во многих странах. В свое время звал его на работу в Москву — он говорил, что хочет сделать лучший театр у себя дома. И в 2014-м я тоже звал — он снова отказался: как я оставлю свой театр? Но иногда отправлял ко мне своих солистов, хотя бы переждать сильные обстрелы. Они у нас стажировались, очень высокого уровня ребята.
Вадик рассказывал, как их солисты репетируют — а недалеко снаряды рвутся. Или спит ночью, а где-то рядом «прилет», и ты не знаешь — бежать в укрытие или уже поздно? В таких условиях они делают потрясающие постановки, для меня это — герои… Думаю, не за горами тот день, когда и мы будем ездить с ответными гастролями в Донецк. Если вдуматься, мы живем в опасное, но важное для нашей культуры время. Своими глазами видим: нашу классику не отменить даже под бомбами. На афише с именем Петра Чайковского слова «русский композитор» никто убрать не сможет.
Судя по гастрольному графику на этот год, ваше «Лебединое озеро» по-прежнему всюду ждут. Весь прошедший июнь оно завоевывало Китай…
Вячеслав Гордеев: С Китаем дружим уже много лет. Нас принимают с восторгом. Для китайских зрителей «Лебединое озеро» — это обязательно кордебалет в 24 лебедя, не меньше (!), четверка маленьких лебедей и 32 фуэте — считают! Их принцип: умри, но сделай на высшем уровне. Как в балете. Китайцы точно не боятся сверять свою жизнь с классическим искусством. И русский балет там боготворят, приглашают наших специалистов работать и преподавать в их школах. В сентябре мы снова отправляемся в Китай.
А с 11 по 20 августа едем в Санкт-Петербург. Свой юбилей встречаю «на ногах», с большими планами, отдыхать не хочу и не собираюсь. В афише весь наш Чайковский — «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», плюс еще «Жизель» Адана. Будем танцевать в Михайловском театре.
Оставить комментарий