В титрах написано: «В фильме звучит смех…» И приведены имена четырех людей. Но есть еще добрый смех зрительного зала, и его в титры не вставишь. Перефразируя высказывание: «Друг, всегда помни, что падать не страшно, страшно никогда не летать», можно сказать: жить не страшно — страшно, что в итоге твой сын не снимет о тебе такого фильма, который снял Лео Габриадзе о своем отце — Резо. Если есть такие люди, которые не знают Резо Габриадзе, расскажем им, что это — основатель Театра Марионеток в Тбилиси, автор более чем 35 фильмов, среди которых «Не горюй!», «Мимино», «Чудаки», «Кин-дза-дза», да и просто — талант. Фильм «Знаешь мама, где я был?» выходит в прокат в 26 апреля, и это — маленькое (длинной всего в час) — чудо.
Тимур Бекмамбетов второй раз за год приятно удивляет (первый — был его фильм «Профиль», который отметили призами зрительских симпатий на кинофестивалях Sundance и Берлинале в этом году и показали сейчас на ММКФ). В картине о Резо Тимур выступает как продюсер. И после просмотра картины «Знаешь, мама, где я был?», наверное, каждый зритель отругает себя за то, что не записывает за своими старшими родственниками истории их жизни. К тому же фильм — редкая возможность услышать говорящего Резо Габриазе, который обычно очень тих — выражает свои мысли рисунками и театральными постановками. Премьера фильма в Москве открывала 18-й фестиваль искусств «Черешневый лес», и организатор — Bosco, как обычно, пригласил самых именитых первых зрителей — среди гостей были Владимир Познер, Михаил Жванецкий, Никита Михалков и другие. К сожалению, сам Резо приехать не смог, но обозреватель «РГ» расспросила о фильме его сына — Лео.
Лео Габриадзе: Это, в основном, анимационный фильм. Он называется документальным, но на самом деле это — смесь жанров. Он — автобиографичный, передает историю взросления. Плюс в нем есть рассказчик: мой отец рассказывает о своей жизни, о детстве. У меня отец — писатель, художник, он постоянно в творческом процессе.
Я знаю вашего отца с детства, потому что в Одессе, где я жила, он установил памятник Рабиновичу. Тогда мы и познакомились. Потом я была в Грузии у него в театре, и очень люблю его как зритель.
Лео Габриадзе: А я для себя всегда воспринимаю его как рассказчика. Когда я был маленьким, он мне рассказывал про себя — что у него происходило в жизни. Все эти истории были маленькие.
Когда я уже вырос, и начал анимацией заниматься, то вспомнил их. И что отец рисовал этих героев. Он всегда зарисовочки делает. И я подумал, что может получиться такой хороший симбиоз историй и иллюстраций, потому что мне очень нравится его стиль графических рисунков. Один раз — это было году в 94-м, если не ошибаюсь — отец мне предложил написать сценарий. Я согласился. А я тогда увлекся — и до сих пор люблю — Жака Тати. Мне нравится, что в его фильмах очень мало диалогов, все — действие. Я подумал, что вот эти детские рассказы отца можно было бы в таком жанре рассказать. И я тогда его снял на видео, чтобы запечатлеть эти рассказы. Они у него всегда были устные. А такие зависят от слушателя, отец любит импровизировать, придумывать на ходу какие-то новые детали. И мне пришло в голову, что вот этот момент импровизационной живой речи хорошо бы было как-то сохранить для зрителя. Потом отец нарисовал эскизы. Я чуть-чуть анимировал. Но дело было большое — в одиночку не справиться. И вот шесть или семь лет назад мы поговорили с Тимуром Бекмамбетовым. Ему проект очень понравился, и он сказал, мол, давайте, попробуем. А Тимур такой продюсер, что он не боится экспериментов.
После этого мы снимали отца с аудиторией, чтобы уловить живую речь. А затем я поехал в Америку снимать «Убрать из друзей» как режиссер. Потом вернулся, отца попросили нарисовать эскизы. Фильм — из двух составляющих. Одна — отец рассказывает в студии. Другая — его рисунки, которые оживают. Мы смонтировали, потом попросили отца нарисовать всех героев. Он потихонечку рисовал, а в маленькой комнате, сидели и все это анимировали. Мне навсегда запомнятся эти полтора года работы с аниматорами, как одна из самых приятных работ. В том смысле, что материал был хороший. Резо каждый день нас радовал какими-то новыми эскизами. Мы сами разыгрывали все сцены, и были актерами.
Среди героев фильма есть и Ленин, и Сталин, и Толстой, и Менделеев… И даже говорящие и курящие лягушки… Лео Габриадзе: Все, что в голову может прийти десятилетнему испуганному ребенку в 1946 году. Смесь реальности и фантазии, все перемешано, потому что отец этим славится. Этот процесс был похож на наш театр — кукольные спектакли тоже такой условный жанр. И фильм пронизан той же нотой светлой грусти и улыбкой. Резо — поэт своего дела.
Оставить комментарий