На «Мосфильме», при входе на съемочную площадку фильма Валерия Тодоровского «Одесса», впечатление, что переносишься сквозь портал. Без самолетов и поездов оказываешься в Одессе. Причем в 70-е годы. Два дома во дворе — один напротив другого, посредине колонка, кран — здесь жители набирают воду. Стена с туалетами, надпись «М» и «Ж». Примус, стоящий на кирпичах, и буфеты с расстеленными на них салфеточками, и раскладушка, и сарай, и мотоцикл с коляской, и подвал с закрутками на зиму… А тут на середину двора выходит человек в синей майке и, растягивая по-одесски слова, протягивает руку: «Леня». И на долю секунды кажется, что это… Леонид Утесов.
На «Мосфильме», при входе на съемочную площадку фильма Валерия Тодоровского «Одесса», впечатление, что переносишься сквозь портал. Без самолетов и поездов оказываешься в Одессе. Причем в 70-е годы. Два дома во дворе — один напротив другого, посредине колонка, кран — здесь жители набирают воду. Стена с туалетами, надпись «М» и «Ж». Примус, стоящий на кирпичах, и буфеты с расстеленными на них салфеточками, и раскладушка, и сарай, и мотоцикл с коляской, и подвал с закрутками на зиму… А тут на середину двора выходит человек в синей майке и, растягивая по-одесски слова, протягивает руку: «Леня». И на долю секунды кажется, что это… Леонид Утесов.
Леонид Ярмольник в роли отца семейства, у которого три взрослых дочери, а Ирина Розанова играет его жену. Фото: Предоставлено Мармот-фильмЛеонид Ярмольник в роли отца семейства, у которого три взрослых дочери, а Ирина Розанова играет его жену. Фото: Предоставлено Мармот-фильм Леонид Ярмольник в роли отца семейства, у которого три взрослых дочери, а Ирина Розанова играет его жену. Фото: Предоставлено Мармот-фильм
— Ну с Утесовым меня еще никто не сравнивал, — хохочет Леонид Ярмольник, которого загримировали так, что он неотличим от коренного одессита. — Валерий Тодоровский уверен что я похож на дядю Гришу — сценарий фильма же написан по его детским воспоминаниям. Но этот дядя Гриша на самом деле очень похож на моего папу, которого уже тоже нет. И я на него по определению похож, хорошо это ощущаю, понимаю, чувствую. И пока режиссер-постановщик мной, как артистом, доволен.
Как играть одессита? У вас не было соблазна скатиться в лубок?
Леонид Ярмольник: Нет. Я видел много плохих фильмов, в которых коверкают одесский говор, манеру поведения. И главная задача, прежде всего, режиссерская — он следит, чтобы мы не скатывались в «кривое зеркало», в пародийность. Должен сказать — мы много занимались. При том, что у меня «на ухе» сидит акцент и одесская манера говорить.
…На площадке появляется Валерий Тодоровский.
Вы говорили, что есть два проекта, которые мечтали снять. Один вы осуществили — это «Оттепель». И вот теперь второй — «Одесса».
Валерий Тодоровский: Потому что он — достаточно личный. Я не имею в виду что этот фильм обо мне. Но в нем — важные для меня ощущения детства, семьи, человеческих отношений, города, которые я запомнил с того времени. Всегда думал, что настанет день и я про это сниму фильм. Помню это с самой юности, со времен ВГИКа.
Снимать Одессу в Москве — это как?
Валерий Тодоровский: Во первых, я снимаю фильм про ту Одессу, которой уже нет. Это же не современная Одесса — это 70-е годы, почти 50 лет назад. И это, скорее, воспоминания, чем история самого города. К сожалению, оказалось, что есть проблемы с тем, чтобы снимать там. У меня была мечта просто пожить в этом городе. Но не в качестве туриста, а человека, который приехал туда снять фильм. Но оказалось, что сегодня это нереально. И мне оставалось либо отложить этот фильм на неопределенный срок, либо снимать в другом месте.
А вам хватает декораций?
Валерий Тодоровский: Конечно, не хватает. Мы не можем снять фильм в декорациях одного двора. Поэтому после этого поедем на море снимать морские куски. Видимо, в Анапе. Будет несколько мест. Таганрог, Сочи… В основном ради корабля — он играет в этой истории большую роль.
Экскурсию по «одесскому двору», за пределами которого видна, например, новая высотка на Мосфильмовской, проводит художник-постановщик фильма «Одесса» Владимир Гудилин. «Каждая часть декорации вычерчивалась, каждую трубу знаю. Здесь — 15 труб дымовых, 12 обычных, 9 антенн. Все — досконально, каждый шпингалет. Окон около 80 во всей декорации, они открываются, везде проведен свет и за ними поклеены обои. Есть и вода». Все это построили всего за два с половиной месяца.
Оказывается, из Одессы часть декораций приехала на машине. Почтовые ящики, таблички, предметы быта, скамейки. Там помогал их отбирать продюсер Сергей Члиянц и другие партнеры фильма. Остальное доделали в Москве — вплоть до того, что специально закатали банки с овощами и посадили деревья. «Каштан во дворе посадили — пять тонн, вместе с землей, а вон тот клен три тонны весит», — рассказывает Гудилин. Он — специалист, каких мало. Он работал с Тодоровским над фильмами «Оттепель», «Стиляги», «Большой», с Андреем Смирновым снимал картины «Жила-была одна баба», и сейчас только что окончили новую — «Француз».
Оставить комментарий