«Российская газета» выбрала пять наиболее интересных выставок декабря. На ВДНХ расскажут об эволюции жанра портрета в XX веке. ГМИИ им. А.С.Пушкина представит лучшие произведения грузинских художников начала прошлого столетия. В Государственном центре современного искусства отметят 130-летие со дня рождения Алексея Крученых. На юге Москвы откроется Музей хоккея. А Галерея на Солянке подготовит очередную новогоднюю выставку.
Случайное и закономерное
В павильоне №59 на ВДНХ 2 декабря откроется выставка «Непарадный портрет. Искусство XX века». Предстоящая экспозиция — нехрестоматийный рассказ о портретном жанре, начиная с 1900-х годов до первого десятилетия ХXI века, от графических портретов Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой и живописи Константина Сомова до видеоарта и фотографий 2000-х г. Ее главная особенность — зрители увидят малоизвестные или не показанные ранее произведения, эскизы, незаконченные работы. Такие работы дают лучшее представление о художественном явлении портрета, существовавшего в прошлом веке без оглядки на созданные в XIX столетии жесткие каноны изображения портретируемых, о поисках этого жанра художниками разных течений. Еще одна тема выставки — отдельный человек на фоне больших событий и перемен неспокойного XX века и то, как по сути камерный жанр соотносился с эпохой. Покажут 100 работ: от живописи и графики до скульптуры из собраний российских музеев, а также из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Экспозицию открывают работы художников объединения «Мир искусства» и те, с чьими именами в России традиционно связан рассказ об импрессионизме. Наблюдая за спонтанным, почти случайным, импрессионисты впервые ставят под сомнение иерархию художественных жанров. Этот раздел иллюстрируют работы Зинаиды Серебяковой, Льва Бакста, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и других.
Период 1910 — начала 1930-х гг. представлен в экспозиции произведениями Казимира Малевича, Павла Филонова, Владимира Татлина — художников, не входивших в круг официально одобренных мастеров. Продолжат выставку работы Давида Штеренберга и Роберта Фалька, портреты членов объединения «Круг художников. 1960-е гг. открываются в экспозиции двумя разделами: живописью «левого МОСХА» и искусством нонконформистов. Включенные в экспозицию работы Виктора Пивоварова и Дмитрия Пригова иллюстрируют иносказательность искусства конца ХХ века.
Шедевры из «маленького Парижа»
8 декабря в Отделе личных коллекций ГМИИ им.А.С.Пушкина откроется выставка работ грузинских художников первой трети ХХ века. В таких масштабах — впервые в России. Зрителей ждут произведения Нико Пиросманашвили (Пиросмани), Владимира (Ладо) Гудиашвили, Давида Какабадзе, Кирилла Зданевича, Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна), Елены Ахвледиани, Ираклия Гамрекели, Петрэ Оцхели и Зиги (Сигизмунда) Валишевского. Всего — 200 произведений живописи, станковой и театрально-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии. В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем».
Культурная жизнь города была насыщена событиями: артистические кафе наперебой устраивали поэтические турниры. Здесь выступали Владимир Маяковский и Осип Мандельштам, в Тифлис переехали поэты Василий Каменский и Алексей Крученых, в консерватории преподавал Генрих Нейгауз. В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с Андре Дереном, Амедео Модильяни, Фернаном Леже, а также с русскими авангардистами Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. Гудиашвили учился в Академии Рансона; Зданевич — в Академии Гранд Шомьер. В Париже прошли выставки с участием грузинских художников. Интеллектуальная жизнь процветала в Тифлисе и после советизации Грузии в 1921 году. Посетителей выставки ждет история явления в полотнах самых ярких его представителей.
Экспозиция займет все три этажа Отдела личных коллекций. На первом будут размещены работы Какабадзе, а также будут демонстрироваться фрагменты из фильмов, в создании которых принимали участие герои выставки («Моя бабушка» — художник-постановщик Гамрекели, «Соль Сванетии» — художник-постановщик Какабадзе, «Саба» — художники-постановщики Гудиашвили и Какабадзе). На втором этаже будет представлено творчество Гудиашвили («Юноша с ланью» и «Весна (Зеленая женщина)», «Поэт Галактион Табидзе и «Синие кони”» (1919), Бажбеук-Меликова («В парке» и «Тир» (1919), Ахвледиани («Аджарец» (1927)) и Зданевича («Оркестровый автопортрет» (1918)). Большой раздел выставки посвящен театру: посетители увидят театральные костюмы, эскизы декораций и костюмов работы Ираклия Гамрекели, Петрэ Оцхели, Кирилла Зданевича к постановкам Котэ Марджанишвили и Александра Ахметели. Третий этаж посвящен творчеству Пиросмани. На выставке будут представлены «Пастух в бурке», «Девочка и гусыня с гусятами» (1917), «Брат и сестра», «Портрет Ильи Зданевича» (1913) и другие.
На грани дизайна и искусства
В Государственном центре современного искусства 17 декабря откроется выставка «Сдвигология», приуроченная к 130-летию со дня рождения поэта-футуриста Алексея Крученых, автора знаменитых строчек «Дыр бул щил убещур скум вы со бу…». Что интересно, работать она будет всего один день. В этот же день пройдет дискуссия о творчестве футуристов и воркшоп, посвященный современному дизайну, в котором могут принять участие все желающие. Как известно, Крученых был создателем особого поэтического языка, разработал теорию лексической деформации фразы, названную им «сдвигология». В своей одноименной книге он писал: «Мы еще дети в технике речи, а беремся в произведениях за решение всех поголовно вопросов мироздания и стыдимся поучиться искусству, как таковому».
Проект включает в себя аудиовизуальные инсталляции, графику, фото и плакаты, его участники в своих работах исследуют границы искусства и дизайна, фантазируют на темы творчества Крученых. Среди представленных на экспозиции авторов — Татьяна Алешина, Александр Закуренко, Николай Селиванов, Александр Панкин и другие.
Музей побед
С начала декабря в Москве начнет работу Музей хоккея на территории спортивно-развлекательного квартала «Парк легенд». Во время Чемпионата мира по хоккею 2016 он уже был доступен для посетителей, но только для тех, кто покупал билеты на матчи. Теперь для всех желающих там откроется выставка «Красная машина. Страницы истории», которая расскажет о ледовых подвигах «Красной машины» с 1954 года до сегодняшнего дня. Эта выставка подробно представит хронику борьбы за золото, главные ледовые подвиги, воспоминания легендарных хоккеистов, видео- и фотохронику, а также историческую подборку хоккейной амуниции и личных вещей великих спортсменов. Среди самых интересных экспонатов — игровая клюшка одного из первых хоккейных матчей, который состоялся 22 декабря 1946 года; золотые медали всех чемпионатов мира и олимпийских игр, выигранных сборной СССР и России с 1954 года; маски вратарей сборной СССР 60-х — начала 70-х годов; игровые свитеры московских команд «Спартак» и «Крылья Советов» начала 50-х годов; игровые клюшки с автографами знаменитостей отечественного и мирового хоккея: Вячеслава Фетисова, Игоря Ларионова, Валерия Каменского, Алексея Касатонова, Сергея Макарова, Зинэтулы Билялетдинова и многих других. Кроме того, в музее дадут поиграть в хоккей, не без помощи интерактивных экспонатов — специальных ворот и экипировки вратаря. Там же откроется зал Славы отечественного хоккея.
Колыбельная художника
В Государственной галерее на Солянке 21 декабря уже по доброй зимней традиции откроется предновогодняя выставка «Каждый вечер перед сном». Она посвящена 75-летию Юрия Норштейна. Центральным экспонатом станет самый таинственный и малоизвестный шедевр — вступление к программе «Спокойной ночи, малыши!», созданное по заказу «Первого канала» (идея принадлежала Константину Эрнсту) и вышедшее на телеэкраны в 1999 году. 2,5-минутный мультфильм создавался вручную почти два года. Филигранное произведение в духе старинных рисунков было сделано с невероятным художественным вкусом и особым вниманием к деталям, но просуществовало в эфире недолго и после легло на полку в студии Норштейна. В 2003 году на фестивале в Токио эта картина вошла в список 150 лучших анимационных фильмов всех времен, составленном после опроса ведущих аниматоров и кинокритиков со всего мира.
Выставка впервые познакомит публику с эскизами на пленке, графическими набросками персонажей и сцен, созданными соавтором Норштейна художником Валентином Ольшвангом, монтажными и экспозиционными листами. Согласно лучшим традициям галереи, на выставке «Каждый вечер перед сном» встретятся раритеты из личных архивов Норштейна и новые мультимедийные жанры искусства, превращающие экспозицию в захватывающий арт-аттракцион.
Оставить комментарий