Выписав из Парижа на царствие экс-звезду и успешного управленца балета Гранд опера Лорана Илера, МАМТ регулярно представляет плоды просвещения. Нынешняя программа состоит из классики середины ХХ века «Кончерто Барокко» Джорджа Баланчина, классики конца ХХ века «Восковые крылья» Иржи Килиана и новинки-сюрприза современника Андрея Кайдановского «Пижамная вечеринка». Лояльному зрителю в разных отсеках можно было трижды выбирать фаворита.
«Кончерто барокко» озадачил. В графичной баланчинской неоклассике глаз просит утонченных форм и легких силуэтов — на них и поставлена эта прозрачная и адски сложная хореография. А тут в первой же сцене стали предательски очевидны скромные по части форм возможности труппы. При общем празднично-премьерном настрое (выбор-то правильный, Баланчин в афише подтягивает любую труппу) можно было б усмотреть в этих нехрупких формах параллель с первым составом артистов: в 40-е, когда спектакль появился на свет, балерины еще не были такими уж бестелесными, и записи-фотографии тому свидетельство. Но спортивными были, так что с плотными фигурками сочетались острые па отточенных стоп. Девушки МАМТа эту сложность не вытянули, задохнувшись уже к середине. И две славные солистки, и невозмутимо надежный Георги Смилевски-старший положения не спасли: «Кончерто Барокко» пошел на растопку.
«Восковые крылья» Килиана взяли реванш. МАМТ впервые станцевал его пять лет назад, но теперь спектакль стал на порядок качественнее. Артисты освоились в прежде непривычном «сильно умном» танце, где продуман и заряжен эмоциями каждый жест. Па стали точнее, ноги длиннее, а головы поняли, что стиль — это не абстрактно-вымороченное, а конкретное, выносимое мир телом и выучкой танцовщика. Все четыре пары смотрелись прекрасно и даже изысканно, и все же Оксана Кардаш осталась первой среди равных. Именно на эту универсальную балерину с ее безупречным чувством сцены и времени сделал ставку Андрей Кайдановский.
К «Пижамной вечеринке» ожидания были разными: с одной стороны, происхождение обязывает (премьера Кайдановского пришлась к выходу обновленного «Сталкера» с его гениальным отцом), с другой — расслабленное название, с третьей — едва оформившаяся репутация Андрея Кайдановского как прямолинейного философа. Сейчас он просто вывел на сцену Его (Денис Дмитриев) и Ее (Оксана Кардаш), набросал десяток удобных для скачек ортопедических матрасов (сценограф Каролина Хёгль) и для начала напомнил, что мужчины и женщины прибыли с разных планет. Оба они в банных халатах, но пока Она с полотенцем тюрбаном на голове просто живет, Он примеряется к жизни с этим смутным объектом желания. Экстракт из дюжины музыкальных опусов (дизайн и аранжировка — Дмитрий Чеглаков) очень помогает делу. Под нестерпимо нежный романс из кинофильма «Овод» Дмитрия Шостаковича Она приводит себя в порядок, а Он, тревожно вглядываясь, примеряет ритуал на себя — и как же неуклюж биовид «мужчина обыкновенный», вбивающий крем от морщин вокруг глаз. А под вопли племени майори и снегопад из подушек набежавшие (во сне?) два десятка одетых в полосатые пижамки парней с вожаком (Алексей Любимов) кидаются в бой. Их готовность сбиться убить друг на друга почти ужасает, но тут выплывает Она, и маскулинное эго уходит, поджав хвост, прямо в постель. А громадная красная кнопка, с которой Он готов был всех послать в рай, под Ее рукой всего лишь включает ночник.
Больше прочего эта постановка напоминает опусы шведа Йохана Ингера с его скандинавским юмором, умением не морочиться по пустякам и видеть важное за обыденным. Андрей Кайдановский сделал простенький и со вкусом спектакль, преуспев и с идеей, и с ее воплощением.
Оставить комментарий