Французский документальный фильм Тома Вольфа «Мария до Каллас», который выходит в российский прокат 20 сентября, смотрится с не меньшим интересом, чем художественный — Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда»,снятый в 2002 году. К обоим картинам имеет отношение французская актриса Фанни Ардан. У Дзеффирелли она сыграла главную роль — божественную певицу, потерявшую голос. В фильме Тома Вольфа Ардан читает несколько неопубликованных писем Каллас — к ее мужу, учительнице пения и возлюбленному — Аристотелю Онассису. Перед прокатом картины Ардан приехала представить фильм в Россию на 28 кинофестиваль «Послание к человеку». До этого, также в сентябре, североамериканская премьера фильма «Мария до Каллас» прошла на престижном кинофестивале в Торонто (TIFF).
О картине Тома Вольфа уже заговорили и будут говорить еще больше, потому что представленные в ней материалы уникальны. Три года режиссер путешествовал по всему миру «тропами» Каллас нашел то, что искал — редкие архивы, неопубликованные письма, частные видеозаписи, неизвестные фото. При этом, даже если идти на фильм «Мария до Каллас» ради нескольких арий певицы или для того, чтобы посмотреть ее интервью для американского, итальянского и французского телевидения, а также — для каналов ВВС и NBC — время уже не будет потеряно. Можно оценить и колоризацию — режиссер «раскрасил» некоторые архивные записи, и нужно сказать, что в документальном кино колоризация смотрится совсем иначе, чем в художественном. Она не вызывает отторжения, более того, заставляет верить в то, что все так и снималось.
Однако картина «Мария до Каллас» не выглядит набором архивных раритетов, режиссер — исключительно словами самой Каллас — рассказывает проникновенную историю несчастной одаренной девочки, которую властная мать в 13-летнем возрасте заставила поступить в консерваторию. Учительница музыки говорит о том, какой прилежной ученицей была Каллас. Профессиональный зритель отмечает в ленте, что певица владела потрясающей техникой исполнения. Сама Каллас признается в кадре, в частности, в том, какую роль в ее профессии играет актерское мастерство. Актриса на сцене и в жизни, уже в начале ленты она говорит в интервью известному телеканалу о том, что существует Мария — обычная женщина с простыми и нормальными желаниями, и Каллас — оперная дива, которой подчинено все. Жизнь свою певица и провела в метаниях — от одной до другой. Рано вкусившая славу и признание, она стала заложницей своего дара и совмещать его уже ни с чем не смогла. У нее не было детей, большой любви к первому мужу — Каллас отмечает, что, видимо, его манил ее образ жизни более, чем она сама. Она конфликтовала с матерью, невероятно уставала от постоянных гастролей, общения, популярности, того, что постоянно на виду и всегда — не одна. С одной стороны ей нравилось это, и следует признать, что марку Примадонны она держала так образцово, как только могла. В картине приводятся слова и доказательства того, что именно Каллас вывела понятие Примадонны оперного театра на соответствующую высоту. Ни одного кадра, свидетельствующего о том, что певица на публике могла появиться несобранной, небрежно одетой, некорректно высказывающейся, даже просто рассерженной. Она высоко подняла планку и постоянно находилась «в образе» неповторимой оперной дивы. Улыбка, добрый, временами наивный, взгляд, обязательно закрытая (не только шарфами и накидками, но и руками) шея — берегла голос.
Публичность, внимание прессы, постоянные переезды и гастроли (в картине множество кадров, как певица выходит из самолетов то в одной, то в другой стране) тяжело сказались на нервной системе Каллас, что, ближе к 40 годам довольно сильно отразилось на ее внешности. Но в фильме об этом почти не сказано, или проговорено так деликатно, как только можно. У Каллас — яркой, сочной, темпераментной (никто не верил, что она — не испанка и родилась в Бруклине) — была сильнейшая энергетика. Она умела устраивать сцены — как в профессии, так и в любовных отношениях, отменяла спектакли в угоду капризам и из-за нервных срывов. В картине про это говорится легким «пунктиром». Каллас предстает своеобразным ангелом оперы, все больше жертвой — больной, несчастной. И это естественно — ведь зритель узнает историю певицы, рассказанную ею самой про себя. Ничего про потерянный голос, про страшную ревность — когда Онассис женился на Жаклин Кеннеди Каллас чуть не сошла с ума. В этом плане фильм довольно односторонний и плоский. Однако не зря он начинается с цитаты о том, что когда слова заканчиваются начинается музыка. Как только Каллас в кадре или за кадром начинает петь, все остальное становится неважным. Исчезает некая ее вульгарность — певицу за нее и крутой нрав называли тигрицей — и проявляется нечто непостижимо божественное, объяснения чему найти невозможно, даже если аппелировать к великолепной технике.
В картине есть удивительные кадры: Каллас с Пазолини, Дзефирелли, Онассисом на яхте… Каллас в последние годы жизни во Франции. Фильм перенаселен звездами, но они составляли часть жизни Примадонны. Многие мечтали бы прожить вот так — в роскоши и окружении богатых, успешных и знаменитых людей. Но Каллас, жалея себя, говорит, что страдала. Ей хотелось быть простой Марией, создать семью и жить вдали от суеты. «Что нам дано — то не влечет»… Однако предназначение величайшей певицы всех времен вело ее совершенно к другому. И этот «дисбаланс» привел к тому, что Каллас прожила всего 53 года, при этом израсходовав свой певческий дар и силы в первой половине своей жизни.
После просмотра Марию Каллас можно пожалеть (не больше, чем она жалела сама себя), посмотреть на ее жизнь как на пример, но забыть ее голос — невозможно. Фильм Тома Волфа хочется пересматривать и пересматривать — так же, как слушать старые записи Каллас и сожалеть, что сейчас таких певиц в мире практически нет.
Оставить комментарий