Народный артист СССР и режиссер Георгий Товстоногов обладал острым гражданским зрением и чувством своего времени, при работе над спектаклями он не нуждался в скандальных и эпатажных трюках, в отличие от некоторых современных режиссеров, считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Я не театровед, не критик. Могу лишь сказать о том, что меня как зрителя всегда привлекало в его творчестве. Это потрясающее умение Георгия Александровича всколыхнуть и ум, и душу и сердце зрителя, заставить его думать, чувствовать, сопереживать происходящему на сцене. Почему Товстоногову это удавалось? Безусловно, для этого необходимо иметь талант, профессиональное мастерство. Но не только. Нужно ещё иметь острое гражданское зрение, чувство своего времени, его запросов. Товстоногов в полной мере обладал всеми этими качествами», — написала Матвиенко в своем блоге на сайте Совета Федерации по случаю 100-летия со дня рождения режиссера.
Товстоногов, считает она, «в отличие от некоторых современных режиссеров, не испытывал потребности в том, чтобы прибегать к эпатажу, трюкам, анахронизмам, переодеваниям актеров».
«Все это якобы для «осовременивания» или «обострения» спектакля. Скажу резко: подобные фокусы, «приманки» были Товстоногову чужды в принципе. В то же время его постановки не были застывшими, холодно-академическими. Товстоногов — представитель зрелищного, динамичного театрального действия. Но зрелищности, основанной на раскрытии исторической, общественной и психологической правды. Вот почему даже такая, казалось бы, камерная пьеса, как «Пять вечеров», воспринималась зрителем как отражение жизни современного общества в целом, а «Горе от ума» или «Ревизор» — как повествование о нашем времени», — отметила спикер.
По ее мнению, создавать такие спектакли гораздо труднее, чем скандальные постановки. «Но благодаря этому каждый спектакль Товстоногова становился событием не только театральной, но и общественной жизни. Именно это и есть Театр с большой буквы», — полагает Матвиенко.
По словам главы верхней палаты парламента, для нее спектакли Товстоногова стали художественным потрясением на всю жизнь.
«Ленинград в 1960-е и последующие десятилетия был признанной театральной столицей страны. Зрители ходили не только на артистов, но и на постановщиков. И Георгий Товстоногов был вне конкуренции. Попасть на спектакль в его театр было большое счастье. Практически любой спектакль, постановка в возглавляемом им театре становился событием театральной жизни. Притом в масштабах всей страны. Посмотреть спектакли БДТ люди приезжали специально из Москвы, из других городов. Приезжали, чтобы увидеть работу выдающегося режиссера, игру созданного им великолепного актёрского ансамбля», — отметила Матвиенко.
Биография режиссера
Георгий Товстоногов — советский театральный режиссер и педагог, народный артист СССР, Герой Социалистического труда, доктор искусствоведения, лауреат Государственных премий СССР. Родился 28 сентября 1915 года в семье потомственного дворянина, инженера-железнодорожника Александра Товстоногова и грузинской певицы Тамара Папиташвили.
Вырос в Тбилиси, свою сценическую деятельность начал в 1931 в качестве артиста и ассистента режиссера в тбилисском ТЮЗе. В 1938 окончил ГИТИС, до 1946 года продолжал работать в Тбилиси, ставя спектакли в Русском драматическом театре им. А.С. Грибоедова.
С 1946 по 1949 год работал в московском Центральном детском театре (сегодня — РАМТ). В 1949 году переехал в Ленинград, где стал главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола.
Главным режиссером Большого драматического театра им. Горького Товстоногов стал в начале 1956 года. 33 года, на протяжении которых режиссер возглавлял БДТ, называют «золотым веком» театра; постановки Товстоногова сегодня признаны классическими образцами театрального искусства второй половины XX столетия.
Такие спектакли режиссера, как «Идиот» (1957, 1966), «Пять вечеров» (1959), «Варвары» (1959), «Горе от ума» (1962), «Три сестры» (1965), «Мещане» (1966), «Ханума» (1972), «Ревизор» (1972), «Три мешка сорной пшеницы» (1974), «История лошади» (1975), «Дачники» (1976), «Тихий Дон» (1977), «Дядя Ваня» (1982), «Смерть Тарелкина» (1983), «На дне» (1987) оказали колоссальное влияние на несколько поколений зрителей.
В труппу, собранную Товстоноговым в БДТ, в разные годы входили лучшие артисты советского театра: Ефим Копелян, Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Николай Трофимов, Павел Луспекаев, Иннокентий Смоктуновский, Владислав Стржельчик, Эмилия Попова, Валентина Ковель, Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, Людмила Макарова, Татьяна Доронина, Алиса Фрейндлих и другие.
Товстоногов скончался 23 мая 1989 года, возвращаясь из театра за рулем своего автомобиля. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Оставить комментарий