Мировая премьера восстановленной оперы Петра Ильича Чайковского «Ундина» состоится в среду в Клину — в Доме-музее композитора. В первом исполнении примут участие Анна Аглатова (сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), хор Академии хорового искусства имени Попова и Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением народного артиста СССР, маэстро Владимира Федосеева.
«Опера «Ундина» — совершенно особый случай в творчестве композитора, — рассказала ТАСС ведущий научный сотрудник Дома-музея Чайковского в Клину Полина Вайдман. — При жизни Чайковского эта опера исполнена так и не была, но большая часть музыки известна широкой публике: разочарованный сценической судьбой «Ундины», композитор использовал ее фрагменты в других своих сочинениях.
«Любопытно, что эта опера была написана не по заказу, а из личного интереса. Это была любимая книга Чайковского с детства. А томик с поэмой Фридриха де ла Мотт Фуке 1838 года, изданный ровно за два года до рождения композитора, хранится у нас в библиотеке», — сообщила Вайдман.
По ее словам, «Ундина» — единственная романтико-фантастическая опера в творчестве Чайковского. «Изначально ее вроде бы приняли для рассмотрения на постановку на императорской сцене, но в итоге сказали, что опера поставлена не будет», — напомнила Вайдман.
В 1870 году были исполнены отрывки из «Ундины». Партитура этих фрагментов сейчас также хранится в Доме-музее. Однако разочарованный провалом, Чайковский написал, что уничтожил оперу. «Но это не совсем так, — говорит Вайдман. — Фрагменты оперы он перенес в другие сочинения, большую часть — в «Лебединое озеро», в «Снегурочку», во вторую часть Второй симфонии». «Долгое время в архиве Дома-музея хранился неясный листочек. Танеев думал, что это из «Мазепы». А сейчас выяснилось, что это фрагмент дуэта Ундины и Гульбранда, реконструкцию которого в 1958 году сделал Шабалин», — продолжила она.
Работа по восстановлению оперы была проведена в рамках подготовки нового Полного собрания сочинений Петра Чайковского: первые тома его уже выпущены. Однако в случае с Ундиной» точно знать, как именно выглядела эта опера, не представляется возможным, поэтому в восстановленную версию вошло «все, что удалось подтвердить документально».
Маэстро Владимир Федосеев в разговоре с ТАСС отметил, что, несмотря на то, что «Ундина» относится к раннему творчеству Чайковского, в ней уже слышно все, что композитор будет делать дальше.
«Из этой оперы возникло много прекрасного Чайковского, которого мы знаем. Мы слышим и «Лебединое озеро», и Вторую симфонию. Эта опера открывает душу Чайковского. Поэтому думаю, что публика воспримет ее хорошо, хотя это и не полновесный Чайковский. Он и сам, видимо, был ей не доволен. Но тогда и многая другая музыка Петра Ильича долгое время подвергалась критике, сознание слушателей приходило позже. Мы принимаем его всего, с его огромным сердцем, а по мелодизму с Чайковским мало кто может сравниться», — убежден Федосеев.
Оставить комментарий