В Московском музее современного искусства открылась первая в России выставка Антонио Гауди. Творчество великого архитектора конца XIX — начала XX века представлено более чем 150 экспонатами, среди которых чертежи и макеты зданий, прижизненные фотографии, а также предметы интерьера и декора, созданные под руководством гения.
Имя Гауди неотделимо от главного места его деятельности — Барселоны. Но и Барселона для многих — в первую очередь город Гауди. Спроектированный этим архитектором невероятный собор Sagrada Familia привлекает туристов и ценителей прекрасного со всего мира, у особняков Бальо и Мила всегда стоят очереди, несмотря на немалую цену билета, а парк Гуэля лидирует среди мест отдыха как жителей Барселоны, так и приезжих.
Но как передать очарование и уникальные особенности архитектуры Гауди на расстоянии? Это главный вопрос, который встает перед организаторами подобного выставочного проекта. Куратор Чаро Санхуан ответила на него просто: незачем стремиться к невозможному. Никакие красочные фотографии или видео не сравнятся с реальным созерцанием Sagrada Familia и прогулкой по парку Гуэля. Зато выставка может стать пропуском в лабораторию художника и сфокусировать внимание на тех деталях, которые оказываются ключом к пониманию феномена Гауди.
Вот, например, двухметровый подвесной макет — такой использовал сам Гауди при проектировании церкви Колонии Гуэля. Под макетом расположено зеркало, благодаря которому конструкция из свисающих веревочек и свинцовых грузиков превращается в трехмерную модель излюбленных архитектором параболических сводов. И тут же на стенах — эскизы, позволяющие увидеть, как должно было выглядеть здание изнутри и снаружи.
Гауди закончил только крипту (нижнюю часть церкви), и сегодня строение, спрятавшееся в пышной зелени барселонского пригорода, выглядит странно: благодаря неровным, расставленным в стороны колоннам оно напоминает огромного паука. Но то, что впечатляет и убеждает вживую, на фотографии может оттолкнуть или оставить равнодушным. Поэтому авторы экспозиции не делают акцент на его реальном внешнем виде, ограничиваясь небольшими черно-белыми снимками.
Вообще современные цветные фотографии среди экспонатов практически не представлены. Зато есть подлинные снимки 1910 года, создававшиеся для единственной прижизненной выставки Гауди. Один из кадров, например, позволяет нам увидеть дом Висенс в его первоначальном окружении, тогда как сегодня этот особняк тонет в плотной застройке.
Среди других артефактов начала XX века — созданные с натуры портреты Гауди авторства его соратников Рикарда Описсо и Жоана Матамалы. И, конечно, особый интерес представляют предметы интерьера зданий — спроектированные Гауди кованые решетки, деревянные двери, крючки для одежды, фрагменты мозаики. Всё — оригинальные предметы, преимущественно из домов Мила и Бальо.А вот подлинных эскизов архитектора на выставке, увы, нет — только факсимильные копии.
— Подлинники находятся в очень плохом состоянии и не могут путешествовать, — объяснила «Известиям» Чаро Санхуан. — Вдобавок ко всему большая часть архива Гауди сгорела при пожаре в 1936 году, во время Гражданской войны в Испании.
Выставка «Антонио Гауди. Барселона» не пытается соперничать со своим главным героем по части красочности, причудливости оформления. И сказать, что она передает дух его творчества, было бы неверным. Однако проект ценен другим: посетителям, видевшим строения Гауди вживую, экспозиция будет интересна «анатомией» творчества гения, а новичков она заинтригует и заставит все-таки купить билет в Барселону.
Оставить комментарий