То, что в конкурсной программе Берлинале впервые принял участие американский режиссер — «оскароносец» Алекс Гибни, да еще и привез свой новый фильм «Нулевые дни» (Zero Days), отборщики фестиваля считают большой удачей. Так и было сказано и на пресс-конференции, и на премьере фильма, на которую, кстати, пришел посол США в Германии и другие официальные лица. И в то время, пока Берлин с официальным визитом посещал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, он же «гостил» на экране в фильме Алекса Гибни — настолько важная выбрана режиссером тема. Что что, а темы Гибни выбирать умеет настолько резонансные и актуальные, что они приносят его картинам более 50 процентов успеха. Например, один из его предыдущих документальных фильмов «Наваждение» (Going Clear: Scientology and the Prison of Belief), который, кстати, выходил в прокат и в России (о нем писала «РГ»), поведал уникальные вещи о сайентологической церкви. Причем режиссер и его команда нашли адептов Рона Хаббарда, которые не побоялись на камеру рассказывать то, что ранее за пределы самой церкви не выходило.
Если главный приз на нынешнем «Берлинале» будет решено дать из политических соображений, то пока что (а до окончания киносмотра осталось всего три дня) в этом плане лидируют фильм о беженцах Джанфранко Рози «Огонь над морем» (Fuocoammare Fire at Sea) и вот эта документальная картина Алекса Гибни о киберпреступлениях и том, что за ними стоит. Два главных героя этого фильма на экране присутствуют лишь виртуально. Это измененный всеми возможными способами, вплоть до голоса (он — электронный), сотрудник Моссада — израильской разведки. И кибердевушка. Ближе к концу картины, буквально на секунды, она перевоплотится в реального человека, но только для того, чтобы отвести подозрения от кого-то конкретного. Героиня расскажет, что она — всего лишь профессиональная актриса.
На самом деле хвалить авторов этой картины стоит за то, что они заставили говорить людей, которые предпочли бы молчать. Недаром в первых кадрах авторы проводят зрителя «сквозь строй» тех, с кем удалось поговорить для фильма. И на разные лады интервьюируемые повторяли одно и тоже. «Не комментирую», «Следующий вопрос», «Не буду говорить об этом»… Почему не будут говорить — понятно. Кибератаки и киберпреступления — слабое место. За этим стоят большие деньги и решения властей. А термин «Нулевые дни» обозначает уязвимые места программы, против которых еще не разработана защита. Так что говорить об этом — фактически раскрывать государственные тайны.
Этот документальный фильм, между прочим, сыграл большую роль в политике. Именно благодаря работе над ним широкая общественность узнала план США о подготовке кибератаки на Иран. Это был запасной вариант — в случае неудачной сделки с Ираном по ядерной программе — она могла бы привести к вооруженному конфликту. Этот сюжет в картине раскрывается очень профессионально. Одними из первых спикеров в картине, кстати, выступают IT-специалисты из нашей «Лаборатории Касперского», да и сам Евгений Касперский — тоже. Они рассказывают не просто о защите от вирусов, но о том, к чему эти вирусы могут привести. Американская кибератака как раз и должна была базироваться на специально разработанном вирусе «Стакснет» (Stuxnet). Он, как и другие, современные, ему подобные, способен уничтожить цифровые системы целых государств. И Гибни с командой очень четко к этому подводят. На экране фигурирует специальный цифровой ряд и ведется рассказ о том, сколько данных сегодня хранится в «памяти» компьютеров, на специальных серверах. Причем дело касается не только военной информации. Мирные данные — обширны, с каждым днем человечество доверяет компьютерам все больше и больше, и зачастую все хранилища никак не защищены. Или же защита крайне слаба и «пробиваема».
Действующие IT-специалисты, крупные чиновники в отставке, хакеры, адвокаты… Из США, Израиля, России, Белоруссии, Ирака… Они говорят так и рассказывают на камеру такое, что ахнул бы сам Эдвард Сноуден. Кстати, и он упоминается в этой картине, которая длится два часа. Этот документальный фильм, как и предыдущие работы Гибни, захватывает почище, чем любой художественный. И вызывает страх перед открытым «Ящиком Пандоры» — настолько уязвимым начинает чувствовать себя каждый компьютерный пользователь. Тем более что представители Ирана довольно четко дают понять и говорят это прямо на камеру: нам есть чем ответить. И тут приходит осознание, что компьютерный терроризм сильнее и порой страшнее, чем реальный. А цифровые войны — явление новое, неподконтрольное и непредсказуемое.
Фильм Алекса Гибни хочется сравнить с новой работой Вернера Херцога. Классик немецкого кино снял фильм об интернете и показал его на американском фестивале Sundance в этом году. В обоих фильмах есть некие пересечения — они показывают то, как порой пугающе изменился мир с введением интернета. Но если работа Херцога — это фиксация фактов на уровне конкретных пользователей и людей, то фильм Гибни — это масштабный технологический триллер, который поясняет неведомое многим явление и предупреждает, к чему оно может привести. Как отразить кибератаки знают немногие. Совет один — нужно защищаться. Но каким способом? Ответ на этот вопрос фильм Гибни не дает. Это — уязвимое место. «Нулевой день».
Оставить комментарий