«Любезность незнакомцев» — прекрасная мечта об идеальном Нью-Йорке, где люди готовы самозабвенно помогать тому, кто оказался в беде. Часть событий происходит в русском ресторане «Зимний дворец». По вечерам там выступают артисты с балалайками, исполняя сногсшибательную песню про Волгоград, про мать-портниху, сшившую сыну джинсы. К примеру, там есть такие слова: «Отец мой был азартный игрок в городе Волгограде». Содержит заведение эталонный интеллигент Тимофей, которого играет изумительный 69‑летний британский актер Билл Найи, номинант «Оскара», обладатель премий «Золотой глобус» и BAFT, знакомый самой широкой публике по «Пиратам Карибского моря» и «Гарри Поттеру». Любопытно, что в 1970‑е он, работая в театре, подрабатывал в антрактах в баре, так что теперь дорос до высот ресторанного бизнеса.
Но до конца непонятно, русский Тимофей или же прикидывается, для того чтобы поддержать аутентичный образ заведения. В «Зимнем дворце» пьют водку, едят икру и вспоминают Брежнева. Там же работает менеджером бывший заключенный Марк, роль которого играет французский актер Тахар Рахим. В подсобке, где он находится, на стене висит бархатный вымпел «Победитель социалистического соревнования». Персонал замечательного заведения поможет молодой и несчастной Кларе в исполнении Зои Казан, спасающейся бегством в Нью-Йорк. Она приезжает сюда с двумя сыновьями-подростками, скрываясь от мужа-полицейского, занимающегося рукоприкладством. Жить им негде, и они скитаются по приютам и библиотекам, Клара приворовывает в магазинах и на банкетах, чтобы прокормиться. И тут Нью-Йорк покажет, что мир не без добрых людей. Лоне Шерфиг называет свой фильм гибридом комедии и драмы, историей любви, которую следует понимать только как любовь между мужчиной и женщиной. Она предполагает особые отношения между друзьями, матерью и ее сыновьями, боссом и подчиненными. Шерфиг вспоминает, каково это: приехать из маленькой Дании в такой мегаполис, как Нью-Йорк. Но хорошо, что хорошо кончается.
Фестивальная статистика такова: 45 процентов фильмов снято женщинами-режиссерами. Они, собственно, и открыли Берлинале: Шерфиг — основную программу, а индийский режиссер Зоя Ахтар фильмом Gully Boy — «Панораму». И это не привычный Болливуд — актеры здесь не поют песни о любви. Теперь они исполняют рэп. 22‑летний Мурад — житель мумбайских трущоб. Его отец приводит в дом вторую жену, естественно, молодую, заставляя страдать мать парня. Девушка Мурада из обеспеченной семьи, и родители заставляют ее носить хиджаб, а она чуть что, вступает в драку, бутылку разбивает о голову соперницы. Нравы у индийской молодежи совсем другие.
Один из первых конкурсных фильмов «Яйцо», снятый в Монголии китайским режиссером Ван Цюаньанем, некогда получившим «Золотого медведя» за «Свадьбу Туи», снятую во Внутренней Монголии, опять рассказал о судьбе женщины, одиноко живущей в степи среди овец. При этом она не страдает от отсутствия мужского внимания. Она даже зачала ребенка в ночной степи под боком у верблюда от молоденького полицейского, приставленного охранять труп незнакомки.
Между тем это последний фестиваль для его директора Дитера Косслика, занимавшего свой пост на протяжении 18 лет. 70‑й Берлинале проведет совсем другая команда. Полтора года назад группа немецких режиссеров, которым Косслик помог выйти на первый фланг, написала на него письмо, раскритиковав его деятельность. С этого и пошел новый отсчет времени. Когда Косслика спрашивают, что он считает самым главным своим завоеванием, он отвечает: «Я сделал все, о чем мечтал». А самое главное — привез легендарную группу «Роллинг Стоунз», которая открыла в 2008 году Берлинале, представив фильм, снятый о ней Мартином Скорсезе, и все, кто стал свидетелем этого, никогда не забудут это незабываемое зрелище. Косслик приглашал на фестиваль Фиделя Кастро как актера фильма «Команданте» Оливера Стоуна. И кубинский лидер собирался приехать, но помешал ввод американских войск в Ирак. Так что эту славную фестивальную эпоху мы еще будем вспоминать.
Оставить комментарий