Финал Конкурса Чайковского виолончелисты играют в Большом зале Петербургской филармонии. Конкурсанты выступают с Заслуженным коллективом России с дирижером Николаем Алексеевым. Помимо обязательных в III туре «Вариаций на тему рококо» Петра Чайковского каждый из солистов должен сыграть виолончельный концерт с оркестром по собственному выбору.
Выступление в первый день третьего тура виолончелистки Сеньи Руммукайнен из Финляндии нельзя назвать удачным. Обнаружились проблемы, которые не были слышны в комфортной акустике Малого зала. Очень ровно игравшая на предыдущих турах (без провалов, но и без потрясений) финская виолончелистка как-то потерялась в этом большом зале с мощным оркестром за спиной. Звук виолончели «поблек» и было ощущение, что она играет с сурдиной. Казалось, что в симфонический оркестр посадили барочную виолончель. Для некоторых моментов стилизации в вариациях рококо это звучало даже стильно, но не хватило насыщенности мелодии в лирических моментах, а тем более в драматических. Там же, где оркестр вступал на форте или тутти, и солисту требуются мускулы и сила, солистка просто пропадала. Хотя, в целом, свое выступление Сенья Руммукайнен вела исполнительски уверенно, она — второй виолончелист Хельсинкского филармонического оркестра и внутри оркестра чувствует себя комфортно.
Вторым выступал самый юный участник конкурса в виолончельной номинации — Чен Ибай из Китая. Его инструмент звучал более ярко и выразительно. Музыкант очень эмоциональный, хорошо владеет артикуляцией, и его виолончель может разговаривать (хотя длительности дыхания и насыщенности в мелодиях, как С. Прокофьева, так и П.И. Чайковского, не всегда хватало), очень проникновенен в лирических эпизодах и умеет держать напряжение в драматических. Судя по выбору Симфонии-концерта для виолончели с оркестром С. Прокофьева, 17-летний Чен Ибай имеет амбициозность солиста и смелость (или, наоборот, — недостаточное понимание серьезности и масштаба сочинения), чтобы отважиться на исполнение этого произведения зрелого композитора, тем более, как рассказал сам музыкант, выученного к конкурсу. Моменты, где есть ирония и сарказм (в финале, где цитата из популярной песни одного из гонителей Прокофьева В. Захарова «И кто его знает, чего он моргает…», изложена пародийно, намеренно фальшиво у оркестра), юный музыкант не понял.
Сегодня вечером в Большом зале филармонии будет играть единственная представительница России в финале — Анастасия Кобекина и колумбийский виолончелист Сантьяго Каньон-Валенсиа.
Оставить комментарий