В прокат выходит новый фильм «Без границ», над которым работали три режиссера — Резо Гигинеишвили, Карен Оганесян и Роман Прыгунов. Обозреватель «РГ» поговорила с продюсером картины и одним из режиссеров — Резо Гигинеишвили о границах: творческих, личных и межгосударственных.
Резо, фильм «Без границ» вы задумывали как продолжение картины «Любовь с акцентом»… Но вот картина выходит, и она — сама по себе.
Резо Гигинеишвили: Что был фильм «Любовь с акцентом»? Мне 22 года, жара, мое юношеское ощущение от летнего дня. И захотелось снять кино «Любовь с акцентом» — поделиться той любовью, которую я испытывал, когда знакомил Надю, мою жену, с моей родиной. Рассказать, как я привез ее в Грузию, как стремился показать ей все то, что мне дорого. Тогда было очень трудно это сделать — всего за год до начала съемок, в 2008-м, из-за известных событий, эмоционально было непонятно, как вообще люди воспримут картину про то, что мы — граждане двух стран — друг друга любим. После нашего фильма многие по-новому открыли для себя Грузию. В Департаменте туризма мне сказали, что процентов 70 едут туда потому, что посмотрели кино «Любовь с акцентом».
А фильм «Без границ»?
Резо Гигинеишвили: Мы снимали его в нескольких странах. И мне показалось, что было бы глупо, если бы я снимал про Армению, потому что знаю про нее очень мало, в отличие от Карена Оганесяна.
В Москве я родился, вырос, это мой город. Но мне показалось, что было бы хорошо, если бы московскую историю снимал Роман Прыгунов. При этом есть общая эмоция и интонация картины. Мы же все разное кино снимаем. Невозможно сравнить, скажем, «Духless» и «Любовь с акцентом». Но, если зритель посмотрит картину и увидит, как удалось совместить ту эмоциональность и нежность, которая есть в «Любви с акцентом», и тот нерв, что есть в «Духless»… Мне кажется, это хороший синтез.
У меня было такое ощущение, что в картине «Без границ», я услышала отголосок «Елок», над которыми вы тоже работали.
Резо Гигинеишвили: В «Елках» — это хороший качественный коммерческий проект, который качественно сделан, без личного отношения к происходящему. А в нашем фильме — «кулинары», которые подходили к каждому «блюду», вкладывая себя.
Вы сказали, что мало знаете Армению. Но сериал «Последний из Магикян» ваших рук дело?
Резо Гигинеишвили: Я не снимал «Последний из Магикян» об Армении. Я делал фильм об армянине в Москве. Я сам — грузин в Москве. По сценарию еще один из главных персонажей сначала тоже был армянин, но я его переделал в грузина. Мне было ясно, про кого говорю. Мне понятны комплексы героя, отношения с русской женой, с детьми, в которых он хочет вложить что-то свое национальное, но они живут в другой среде. Я рассказывал про человека, которого я знаю.
Но вы взяли актера, звезду сериала «Последний из Магикян» — Гранта Тохатяна в ваш фильм «Без границ». И не только его. У вас играет Роман Маякин — звезда «Сладкой жизни», Егор Корешков — он снимался в «Оттепели», и другие артисты, которые знакомы зрителю именно по сериалам.
Резо Гигинеишвили: Перед тем, как пригласить человека на роль, я не думаю о том, снимался он в сериале (уровень которых поднялся, кстати) или нет. Мне посчастливилось — я встретился с Грантом Тохатяном во время съемок «Последнего из Магикян». Мы подружились. Он — талантливейший артист, признан во всей Армении. Его любит сейчас огромная аудитория в России благодаря тому, что на его актерском таланте держится популярный сериал. Поэтому говорить о том, что мне мешает видеть его в большом художественном кино — странно. Я сейчас ни в коем случае не провожу параллели, но по такому принципу в фильме «Мой друг — Иван Лапшин» не должен был играть народный любимец Андрей Миронов, а Юрий Никулин не должен был сниматься в картине «Двадцать дней без войны».
Ваш новый фильм населен людьми разной веры, возраста, национальностей, «группы крови». Это продюсерский ход?
Резо Гигинеишвили: Это — не ход, это — жизнь. Вот это для меня тоже очень важно, потому что мы создаем свое мнение и проецируем то, что нам рассказывают по телевизору, на наших соседей. А это неправильно. Телевизор — это не окно в мир, а мир, нарисованный на окне. Надо открыть окно или дверь, выйти, купить билет, полететь к соседу и понять, что живущий там мальчик 18-ти лет — также любит и ходит на свидания. Я не могу купить билеты разом и пригласить всех в Тбилиси — сто, двести, пятьсот человек, которых я знал, учась в школе, институте, работая с ними, но я хочу, чтобы они увидели те места, которыми я горжусь. Бывало, они могли меня обозвать, и я мог лишь драться. Но если бы они увидели, например, как выглядит дом в грузинской деревне… Это здесь знают только благодаря Данелии. И то — эти фильмы уже не показывают в кинотеатрах…
В фильме «Любовь с акцентом» вы снимали Вахтанга Кикабидзе и Нани Брегвадзе. В «Без границ» — Инну Чурикову и Олега Басилашвили — это же ваша режиссерская новелла?
Резо Гигинеишвили: Я хочу, чтобы подростки, которые привыкли смотреть комедии, в одной из историй увидели этих артистов. Я уверен, что невозможно оставаться к ним равнодушным. И да, я снимал и эту новеллу, и про футболиста.
У вас в фильме идут отсылы к творчеству Никиты Михалкова. Например, Александр Адабашьян снялся у вас в роли фотографа. Такую же роль он сыграл и в фильме «Солнечный удар».
Резо Гигинеишвили: Фотограф в фильме «Без границ» был прописан еще до написания сценария картины Никиты Михалкова. Это моя студенческая история, которая трансформировалась вот таким образом. Александра Адабашьяна я снимал в сериале «Девять месяцев». А у Михалкова свои давнишние отношения с Адабашьяном. Это все — как одна большая кинематографическая семья.
Зритель вам скажет: как это так, Резо, в вашем фильме герои уходят с фильма «Солнечный удар»?
Резо Гигинеишвили: Во-первых, мне «Солнечный удар» очень нравится. Я с большим уважением отношусь к картине и к тому труду, который в нее вложили коллеги, практически все мои друзья и родственники. Я смотрел ее три раза, поэтому у меня не могло быть никакой задачи иронизировать на этот счет. Во-вторых, мой фильм вообще не про то, кто в какой момент и с какого фильма уходит с киносеанса. В этой сцене мы рассказываем про другое. Что незрячая девочка пытается русскому парню, который живет в этой стране и не может двух слов связать, и описать, что он видит на экране, что-то объяснить. Она говорит в сердцах: «Ты не читаешь!» Некоторые современные зрители похожи на этого парня.
Девять часов в общей сложности я смотрел «Солнечный удар». И мне всегда был интересен именно этот эпизод. Герой говорит мальчику, мол, пойдем, я покажу тебе это волшебное место. Они бегут, камера поднимается наверх, и перед нами возникают огромные просторы России. Я все время жду, нахожусь в этой интриге, что же там будет? Мне нравится, как режиссер любит свою Родину, свою страну, свою землю. Этот вид для него дороже любого другого красивого в других странах. А парень, который пришел в кино с девушкой на свидание, он может описать, что это значит для него? Для него наша страна прикольная — не более того. Поэтому я предполагал, что это — суть сцены. А кто и в какой момент ушел из кино… Свидание с девушкой, они зашли на случайный сеанс, он влюблен в нее… Даже если бы он зашел на Феллини, или на другой шедевр, все равно бы оттуда ушел.
Действие фильма происходит летом, а в новелле, где слепая девушка — зима и каток…
Резо Гигинеишвили: Наш фильм — это свободная история. Мы специально делали так: Грузия — осенняя. Москва — зимняя. Армения — летняя. Опять же, картина называется «Без границ» — в ней нет ограничений.
Оставить комментарий